Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

9 шагов к осознанному волонтерству

В День волонтера эксперты делятся с читателями «Милосердия.ru» советами о том, как фондам правильно строить свою работу с волонтерами, а самим добровольцам – как правильно оценить свои силы

1.Оцените свои возможности

«Я убеждена, что только при осознанном подходе к делу волонтерство будет успешным и для фонда, и для самого волонтера. И этот путь самый рациональный, — говорит Екатерина Каляева, руководитель волонтерских и спортивных проектов фонда «Арифметика добра» . — У волонтера сохраняется мотивация, снижается риск к выгоранию. А НКО получают тех волонтеров, которые им действительно нужны и которые будут качественно выполнять работу. Скажем, если волонтер узнал, что фонду нужна помощь в проведении занятий с детьми, и ему хочется помочь детям весело и с пользой провести время, то важно еще задать себе вопросы: действительно эта деятельность приносит мне радость и удовлетворение? Готов ли я потратить несколько часов своей жизни на толпу детей ,которые могут и кричать, и не слушаться, и вести себя агрессивно? Есть ли во мне качества и способности, чтобы правильно отреагировать и не нанести травму ребенку?

Задавайте себе, возможно, неприятные, но честные вопросы.

Когда есть не только  решимость, но и знание себя и своих возможностей – тогда  и состоится синергия волонтера и фонда.

Артем Метелев, сопредседатель Совета Ассоциации волонтерских центров, советует тому, кто задумывается о волонтерстве, спросить себя, обладает ли он той ответственностью, которая потребуется. «Иногда, действительно, люди пытаются ворваться в социальную сферу и пытаться всем помогать, но бывает обратный эффект – когда приходят разовые волонтеры». Вообще, отмечает Артем, волонтеры – это люди, обладающие определенными чертами характера. И здесь легко найти единомышленников, с кем им интересно и комфортно. «В волонтерстве люди открыты душой. Мы вместе с ВШЭ проводили исследование, и выяснили, что те, кто занимается добровольчеством, чаще называют себя счастливыми, чем те, кто этим не занимается».

Волонтерство дает еще и развитие навыков, напоминает Артем Метелев. «Волонтеры сейчас везде – они работают в сфере культуры, в спорте, здравоохранении, на выставках, в музеях, на марафонах и так далее. То есть сегодня их сфера интересов — не только детские дома или больницы. Они интегрированы в разные сферы жизни. И можно значительно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда».

Например, рекомендует эксперт, если на 1-2 курсе или даже в школе начать вовлекаться в волонтерские практики, то уже можно нарабатывать свои профессиональные навыки. Студенту, учащемуся, допустим на искусствоведа, полезно волонтерить в музеях, в галереях и так далее. Если вы учитесь на переводчика – можно помогать на международных событиях в этом качестве. «Это портфолио поможет потом при трудоустройстве. Сайт HeadHunter.ru проводил исследования среди работодателей — их спрашивали, соответствуют ли знания выпускников вузов реалиям рынка. Работодатели сказали, что 90 процентов выпускников не соответствуют требованиям. Так что ценится не тот , кто знает, а тот, кто умеет. Нужна практика, иначе ты на шаг позади. И волонтерство дает такой опыт».

А для людей пожилых или среднего возраста волонтерство – это возможность дополнительной самореализации. «Серебряных волонтеров мы открыли для себя на Олимпиаде в Сочи. Они очень хотят помочь, не хотят сидеть дома, смотреть телевизор, они хотят развивать свой поселок или город, учиться и учить, общаться. И это отличная форма яркой жизни в пожилом возрасте», — подчеркивает Артем Метелев.

Артем Метелев, сопредседатель Совета Ассоциации волонтерских центров

2. Не будьте солнечным человечком. Найдите свои реальные внутренние мотивы

Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы», отмечает, что в волонтерской среде  есть люди, которыми движет идеалистическое соображение «я спасу мир», и называет их «солнечными человечками». Такие идеалисты не совсем четко представляют себе реальный волонтерский труд, а зря.

Екатерина Каляева соглашается, что такая «лучезарная позиция» — неверный подход: «Для фондов важно не только чтобы люди хотели участвовать в мероприятиях, но и чтобы они по-настоящему понимали, на что они подписываются. Обычно это осознает только каждый третий. И примерно только треть потенциальных желающих помочь реально «доходят ногами» до фонда и помогают.

Но общие идеи спасать и изменять мир к лучшему — это разговор ни о чем. Найдите ответ, для чего человек пришел к вам в фонд, зачем он хочет волонтерить. Ключевой вопрос здесь не «почему», а «зачем», то есть не причина, а цель».

У каждого, кто хочет быть волонтером или кто стал волонтером, всегда есть свой личный интерес, своя выгода, напоминает Екатерина Каляева, и это прекрасно, хотя об этом волонтерские организации почему-то боятся говорить.

«Каждый волонтер хочет получить что-то от своей деятельности для себя, прежде всего, просто не у каждого хватает честности в этом признаться. Принцип – как в самолете: сначала надень маску на себя, потом на ребенка – работает и в волонтерстве. Ведь волонтер тратит самый невосполнимый ресурс — время своей жизни. Его не вернуть. А значит, надо понимать, для чего вам это нужно. Варианты бывают разные: для развития личностных качеств – уверенности, раскрепощённости, для новых знакомств и установления дружеских контактов, для того, чтобы показать себя в выгодном свете перед своим работодателем или найти новых работодателей, у кого-то не было младшего брата или сестры и этому человеку хочется о ком-то заботиться. Все это реальные и хорошие внутренние мотивы. Волонтер может хотеть чувствовать себя значимым, любимым, уважаемым – и это тоже хорошо. Когда сам волонтер осознает, какой же бонус он получит от помощи старикам или детям, положительного эффекта будет гораздо больше».

3.Встаньте перед зеркалом и опишите человека, которого видите

Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы». Фото с сайта danilovcy.ru

Юрий Белановский советует потенциальному волонтеру исходить из реальности.

«Я бы посоветовал человеку, который хочет стать волонтером, встать перед зеркалом или , как я обычно говорю, — сделать селфи. И описать человека, которого он видит в зеркале. Не говорите «Я». А скажите: этот человек, допустим, имеет два часа свободного времени, он умеет и любит выращивать кактусы, у него есть права и машина и так далее. И вы получите независимое описание, которое покажет вам простым и очевидным способом, что на Бэтмена вы не тянете. Но вы можете, например, поиграть с детьми, или на машине отвезти из больницы на поезд маму с ребенком, или посадить дерево у детского дома и так далее. И это действие, которого без вас нет, а с вами оно будет. И это дорогого стоит. И это не задача планетарного масштаба. Когда вот так по-настоящему оценить ресурсы, которые есть в ваших руках, вы можете стать хорошим волонтером.

И вы поймете: если я не умею чего-то делать – то лучше не стоит с этим связываться, лучше браться за то, что понятно и близко. И вы скажете себе: да, я не могу вылечить этого ребенка. Или — я не могу сделать этого человека с инвалидностью здоровым. Или — я не могу превратить в молодого этого старика, прожившего жизнь. но – я могу сделать так, чтобы этому человеку было лучше, чем без меня. Это в моих силах. Тогда все встанет на свои места».

Как отмечает Юрий Белановский, это еще и обеспечивает безопасность волонтерства. Ведь в таком варианте человек, который приходит делать простое и ясное дело, понимает, что если вдруг он не поиграет с ребенком, мир не рухнет и ситуацию можно исправить, но зато его действие значимо.

«Это поддерживает границы безопасности волонтера, он не испытывает чувства вины, не становится кому-то должным, не ощущает себя все время чего-то не доделавшим».

Почему ресурсы и силы волонтера полезно понимать не только самому добровольцу, но и фонду? Это поможет правильно организовать работу. «Допустим, одному волонтеру желательно развивать навык коммуникации – тогда я направляю его на ярмарку. Другой хочет быть педагогом – ему подойдет работа с детьми. Третий, наоборот, не любит детей, но хочет уметь организовывать пространства — значит, я его направлю на организацию площадки», — рассказывает Екатерина Каляева.

Важно, что при таком подходе нет потребительского отношения к волонтеру. А волонтёр не просто знает, но и видит, что именно ему приносит такая деятельность, и правильно сможет это применить в будущем.

Юрий Белановский отмечает также, что фонды порой втягивают волонтеров в проекты, заранее зная, что они неисполнимы. «Например, популярны подобные лозунги: «благодаря нашему фонду дети будут здоровы». Но ведь это неправда. Кто-то вылечится, но нельзя делать такие масштабные заявления. Идеологически завышенные задачи, несколько рекламные, — дезориентируют волонтеров». Это манипуляция волонтерами, и такой путь неверен.

Екатерина Каляева, руководитель волонтерских и спортивных проектов фонда «Арифметика добра». Фото: facebook.com

4.Фонду следует максимально конкретно ставить задачу

Для эффективной работы волонтера в фонде нужно ставить задачу максимально предметно. «Волонтер – не в обиду ему будет сказано – фигура однозадачная. Он не может сразу выполнять множество функций. А фонды часто мыслят общими категориями – пытаясь просто свалить какую-то работу на волонтеров», — поясняет Юрий Белановский. Допустим: мы хотим, чтобы через два часа в помещении было чисто. Что это значит? Надо ли вымыть пол, или надо убрать стулья, что именно нужно сделать? Нужно ли мыть окна или нет?

Эксперт поясняет, что волонтеру проще включиться в работу, когда ему говорят максимально предметно: мы хотим, чтобы ты вымыл пол, и для этого есть ведро и тряпка. А еще стоит сразу обсудить возможные риски. Скажем, предстоит работа в больнице – нужно переодеть больного, допустим, или отвезти ребенка-инвалида в другое отделение, или даже просто поиграть с ребенком. «Тут психологический риск может быть и для подопечного, и для самого волонтера. Потому что он может прийти в больницу, где он чего-то не ожидал. У нас были случаи, когда волонтеры работали в психиатрической больнице – и их шокировали не пациенты, а персонал – тем, как грубо он общался с больными».

Когда риски понятны, тогда уже можно объявить вакансию, и под нее уже подбирать волонтера. «Потратьте 2 минуты разговора по телефону, но дайте волонтеру понять, что и как он  должен  делать, в чем будут возможные трудности, в чем будет состоять помощь фонда в ходе работы». Тогда найдется не просто компетентный человек, но такой, у которого есть внутренняя решимость решить эту задачу.

Бывает недопонимание, замечает Юрий Белановский. Скажем, волонтер думает, что ему придется работать в ужасных больничных условиях, мыть полы, а оказывается, что это лучшая больница, и нужно будет просто поиграть с ребенком в шахматы. «Должна быть ясность и взаимопонимание. И человек сразу говорит – мне это подходит. Или не подходит. Или задает уточняющие вопросы. И наконец говорит – я согласен и я это делаю».

5. Недобровольность добровольца

На эффективность взаимодействия может влиять недобровольность добровольца.

«Бывают варианты, когда сам человек не очень готов и не очень согласен с предстоящей работой, но на него давит чувство долга. Чувство вины, или приказ начальника, или рекомендация священника, и так далее, — рассказывает Юрий Белановский. — Тогда волонтер может находиться в противоречии: «Я этого боюсь, или мне не нравится, или неприятно – но мне сказали это делать».

Дальнейшие действия – это уже его личная ответственность. Но лучше, когда человек приходит по свободе и сам, и у него нет скрытых ожиданий, возможно, для него самого непроясненных. Иначе потом они вылезут — в ропоте, в обидах».

Втягивание в волонтерство никогда не приносит хорошие плоды. Эксперт советует фондам интересоваться у волонтера, насколько он добровольно и свободно идет работать и помогать. «Не каждый готов открыто признаться. Но окольными путями выяснить это можно. Задача фондов – найти искру в душе этого человека. У меня в практике был случай, когда человек общался словно робот. Он пояснил, что его отец-священник рекомендовал ему заняться добровольчеством. На мои вопросы «Понимаете ли вы, что вас ждут трудности» он безэмоционально отвечал: «Да, понимаю, но я это преодолею». В итоге через месяц этот человек перестал волонтерить. Думаю, он ушел со своим внутренним конфликтом, не вписался и не смог внутренне себя преодолеть».

6. Правильная организация труда

Крайне важна правильная организация труда волонтеров. «Качественно поиграет в больнице с ребенком тот волонтер, которому не придется доказывать охраннику, что он здесь нужен, или объясняться, которому не придется говорить медсестре, что он здесь именно для игры с ребенком, а не для уборки. И волонтер не должен искать, где ему взять пластилин или шахматы, — отмечает Юрий Белановский. — То есть с дороги волонтера нужно убрать все лишнее, оставив ему только его участок работы. И тогда его встретят с улыбкой, и шахматы и пластилин будут приготовлены». Если четкости в работе не будет, то люди один раз отработают по совести, а дальше могут и не прийти, предупреждает эксперт. Да, есть фонды, которым важнее трафик – уйдет один , придет другой волонтер. Но это плохой путь.

Важна и поддержка волонтера в ходе возникающих проблем. Фонд должен быть готов вовремя  подсказать, поддержать. Скажем, могут быть проблемы во взаимоотношениях с подопечными фонда. Один ребенок капризный, другой очень активный и веселый, и так далее. Фонд должен помочь правильно выстраивать эти взаимоотношения.

«Нужно отталкиваться от потребности волонтера — узнать, в чем его интерес, зачем он пришел в сферу добровольчества, — замечает Артем Метелев. – Только ли он хочет волонтерить из моральных побуждений, или же он хочет получить какой-то опыт. Ведь волонтерство — возможность развития своих компетенций, навыков, может быть, волонтер намерен получить какую-то профессию. Если эту потребность замерить, то будет проще взаимодействовать с человеком, и вовлечь его то дело, где он сможет реально себя проявить».

7. Доброволец – не рабсила! Как сказать спасибо волонтеру

Часто в фондах к волонтерам относятся как к рабсиле: «Ну, это пусть делают волонтеры». Это провальный подход. Важно думать и о том, что получат сами волонтеры от сотрудничества с фондом. Поэтому умение благодарить – одна из самых первых обязанностей фонда.

«Организация (в том числе и руководитель), и тот сотрудник фонда, кто работает с волонтерами, должны это понимать, чувствовать, видеть вклад этих людей, — замечает Екатерина Каляева. — Стоит помнить, что ни один фонд не обойдется без волонтеров, а если не относиться к ним как одной из самых важных ценностей, наряду с благополучателями, не выражать им свою признательность и благодарность, количество верных вам волонтеров начнет иссякать. Это негативно отразится, прежде всего, на репутации, а затем и в целом на всей работе фонда».

Как правильно благодарить? Иногда фонды относятся к этому легкомысленно и даже халатно. Но это тоже важно уметь делать. «Сразу после мероприятия скажите «спасибо» людям. Если нет возможности лично это сделать, напишите письмо, смс, обратитесь к вашим волонтерам в соцсетях. Покажите человеку, что он был вам на самом деле полезен», — советует эксперт.

Очень важный момент – благодарственные письма. «Это просто, но с точки зрения организационной работы занимает много времени, больше, чем вам кажется. Продумайте, как это лучше сделать. Выдавать ли сразу на мероприятии, или разослать позже, или раздать на специальной торжественной встрече. Нюансы продумывайте заранее, — говорит Екатерина. — Можно сделать рассылку через специальную программу и выслать всем благодарность. Это, кстати, полезно с той точки зрения, что такое письмо увидят и те волонтеры, которые не смогли участвовать, — они заметят, что фонд ценит помощь людей».

Каждому волонтеру будет приятно получить и рекомендательное письмо. Это еще и полезный бонус. «Заранее скажите вашим волонтерам-школьникам, или студентам, или тем, кто заинтересован в трудоустройстве, что вы готовы выдать им характеристику. Тем более, если вы сами заинтересованы в развитии этих людей, — отмечает Екатерина Каляева. — У нашего фонда есть опыт, мы выдаем такие письма нашим волонтерам для школ, для трудоустройства, для участия в конкурсе и так далее».

Юрий Белановский замечает, что пока рекомендации не носят юридической силы, но и недооценивать их возможности не стоит. «Современный мир живет пиаром, и соцсети серьезно влияют на нашу жизнь. каждый из нас пытается через соцсети, можно сказать, «продать себя», показать себя с хорошей стороны. Поэтому показать в соцсетях свою волонтерскую грамоту или фотографии с мероприятия – это очень хорошо. Самому человеку это дает уверенность в себе, — подчеркивает руководитель «Даниловцев». — Так что соцсети с лихвой предоставляют нам бонусы – это поддержка, похвала, радость за вас. И еще. У каждого из нас рядом есть люди, для которых полученная вами благодарность очень важна. Это наши родители! Они всегда гордятся своими детьми, если даже вам вручили обычную бумагу с благодарностью. Так что ради гордости и улыбок ваших родителей стоит радоваться этим благодарностям».

Артем Метелев уверен, что большую роль в вопросе поощрения волонтеров играет личная история, индивидуальный подход. «Можно, например, вешать фотографии волонтеров в офисе фонда, или делать галерею-выставку, допустим, «Те, кто с нами». Так человек увидит, что его тут поддерживают, позициониируют как важного участника событий. Даже простые вещи типа грамоты делают определенную работу, меняют отношение человека к делу, но почему-то не каждый фонд это понимает. А зря. Для волонтеров, особенно для молодых, это важно, нужно. И опять же это портфолио. Они показывают эти благодарности и в семье, ведь это значит, что их ценят».

8. Обратная связь

Для эффектной работы и большей отдачи волонтеру важно понимать, что он может как-то влиять на работу – для этого нужно дать возможность волонтерам делиться своими эмоциями, впечатлениями, высказать критические замечания или предложения.

«Если волонтер чувствует сопричастность к делу, может влиять на процесс, то у него больше интереса к тому, что происходит во время его работы, он уже входит в зону ответственности, — отмечает Артем Метелев. – Надо воспринимать волонтеров как полноценных партнеров вашего фонда».

9. Где и как фонду и волонтеру найти друг  друга?

«Многие фонды считают, что найти волонтеров – это все равно, что заварить чай, — достаточно написать у себя в группе в соцсетях или на сайте, и тут же сотни волонтеров примчатся вам на помощь, — замечает Екатерина Каляева. — Нет, это большая иллюзия. Потому что привлечение волонтеров — это колоссальная работа. Чтобы 10 человек пришло на ваше мероприятие, 30 человек должны сказать вам «да, мы придем». А для этого нужно оповестить 90 человек, чтобы они прочитали ваше объявление и не пролистали его, то есть увидеть его должны 200-300 человек. Поэтому закладывайте время на привлечение волонтёров, а также на подробное объяснение, что от них потребуется».

Где найти волонтера? Самый простой и самый очевидный способ – обратиться в профессиональную организацию по работе с волонтерами. «В Москве есть несколько организаций, помогающих фондам  волонтерской силой. Это «Мосволонтер», один из самых развитых центров по обучению, набору и подготовке волонтеров. Отличный проект «Импульс» Ксении Егеревой, который развивает школьное волонтерство. Волонтеры-школьники есть в проекте «ПроДобро», — рекомендует Екатерина. — Сейчас нам стал активно помогать портал «Помогать просто» РусАЛа – это волонтеры-сотрудники компании. Также можно обратиться в различные волонтёрские центры, созданные на базе тех или иных университетов, например, РГСУ, МГГУ им М. А. Шолохова, МГУ , также есть объединяющая их площадка – «Студенческая община».

Как действовать дальше?

  • Напишите соответствующее объявление в соцсетях и на сайте фонда. Пропишите всё конкретно и чётко. Когда, куда, во сколько приходить, что делать, сколько нужно людей, что они от этого получат и контакты – с кем связаться.
  •  Свяжитесь с одной, а лучше с несколькими волонтерскими организациями, попросите их или помочь с набором волонтеров непосредственно или распространить вашу новость.
  •  Напишите в различные группы, проекты, ассоциации и волонтерские движения просьбу распространить ваше объявление.
  •  Разместите объявление в организациях, с которыми сотрудничает фонд: сотрудники же тоже могут и хотят быть волонтерами.
  •  Участвуйте в различных конференциях, форумах и практикумах по волонтёрству. Рассказывайте везде, где фонд выходит в публичное пространство, о своих мероприятиях, где можно поучаствовать в качестве волонтера, о том, что вы можете дать волонтерам, чему научить. Это нормальная практика, не надо этого бояться, — многие люди хотят волонтерить, но стесняются или не знают, кому и где предложить свою помощь.
  •  Делайте новости на своих личных профилях, попросите друзей распространить информацию. Это тоже работает! Волонтерство сближает.
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?