Православный портал о благотворительности

9 навыков первоклассника, о которых вы наверняка забыли

Для большинства родителей готовность к школе – это умение читать, считать, писать. Однако этому вашего первоклассника точно научат. А тем навыкам, о которых мы рассказываем в нашей статье, – нет. Мы подготовили чек-лист для родителей первоклассников, который поможет вам действительно подготовиться к 1 сентября

Осталась неделя до школы, чтобы успеть обучить ребенка тому, что он, возможно, не умеет, и подготовить к сложностям, к которым обычно мало кто готов. Если начать об этом думать прямо сейчас и потренировать нужные навыки, то, даже если не все получится, к 1 сентября ваш ребенок придет куда более подготовленным, чем многие из его сверстников.

Детский психолог, семейный психотерапевт, автор 13 книг для родителей, мама 11 родных детей Екатерина Бурмистрова предлагает обратить особое внимание на эти, казалось бы, незначительные вещи – на самом деле они очень важны для того, чтобы процесс адаптации ребенка к школе прошел быстро и безболезненно. «Нередко «мелкая» школьная проблема становится источником больших сложностей, – говорит Екатерина. – Как психолог я многократно сталкивалась с ситуациями, когда ребенок не мог сам разобраться с этой проблемой, не решался обратиться за помощью и поэтому был в стрессе». Итак…

Умеет ли ваш ребенок собирать портфель?

Часто родители, особенно тревожные, делают это за ребенка, думая: ну, в школе как-нибудь сам разберется. И проблема самостоятельных сборов растягивается на месяцы, а то и на годы.

«Я бы рекомендовала в оставшееся до школы время потренироваться, – говорит Екатерина. – Если есть время и силы, можно это делать в условиях, максимально приближенных к реальным: в хаотичном порядке разложить по комнате необходимые предметы, и ребенок должен сам по списку собрать их в портфель на время. Эта игра требует от родителей терпения и времени, но она вполне рабочая».

Идеально, если вы заранее освободите место на полках и ящиках для школьных вещей и вместе с ребенком решите: вот здесь у нас будут лежать тетрадки, тут – стоять учебники, сюда мы будем класть физкультурную форму, сюда – пропуск для входа в школу.

Это довольно важный навык, и у тех, кто о нем не задумывался, в первые полгода сбор портфеля за три минуты до выхода может превратиться в ежедневный кошмар с повторяющимися диалогами и слезами – просто потому что ребенок этого делать не умеет.

Сможет ли ребенок вставать в 7 утра и интенсивно готовиться к выходу?

Коллаж. Готовность первоклассника к школе

Или, еще шире, готов ли он к тому, что у него будет достаточно жесткий распорядок дня, зависящий от школьного расписания? Это крайне важно – проблема ранних подъемов и нервных выходов в школу может надолго испортить жизнь всей семье. Поэтому необходимо постараться за оставшееся время приблизить режим к школьному. Начинайте прямо сегодня!

«Проследите за тем, когда ребенок ложится, – говорит Екатерина, – и если начиная с 1 сентября ему придется вставать на 1,5–2 часа раньше, чем сейчас, для него это будет серьезным физиологическим стрессом. Укладывайте его каждый день на 15 минут раньше и, как ни жалко это делать, будите утром, также приближая отрезками по 15 минут к тому времени, когда ему необходимо будет вставать в школу. Вариант «пусть уж отсыпается перед школой, осталось всего ничего» обернется тяжелыми подъемами и неизбежными утренними скандалами. Старшеклассникам это проще: они первую неделю стонут, но привыкают, а маленьким очень сложно сдвигать физиологические ритмы».

Взрослые часто фокусируются не на том

«Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д. Многие родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность, тем самым развивая общую готовность к школе. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается».
Г.С. Ковалева, О. В. Даниленко, И. В. Ермакова, Н. В. Нурминская, Н. В. Гапонова, Е. И. Давыдова, «О первоклассниках: по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе»

Умеет ли ребенок определять время по часам?

Это важный навык, который пригодится ему на каждом этапе утренней подготовки к выходу, понадобится в школе, да и вообще будет востребован в дальнейшей жизни. «Если есть время и силы, составьте вместе с вашим первоклассником «карту утра», – рекомендует Екатерина, будильник будет звонить в такое-то время; дальше я тебе готовлю такой-то завтрак – давай напишем, что это может быть; потом нам тогда-то нужно будет выйти… Чтобы «читать» эту карту, необходимо уметь обращаться с часами, и если ребенок пока не может понять, сколько времени, по вашим настенным часам со стрелкой, сосредоточьтесь на часах с цифрами и потренируйтесь в оставшееся время гармонично распределять утреннее время».

Сможет ли ваш ребенок есть и пить в школе?

После школы Оля приходит домой страшно злая, на всех срывается, она на грани истерики. Оля просто голодная и хочет пить! Ей не понравилась школьная сосиска, она не смогла пить слишком сладкий напиток, который в школе называется «кофе с молоком», поэтому с раннего утра ничего не пила и не ела. А Оля очень худенькая, быстро растет, и ей тяжело жить с этим давящим ощущением голода и жажды.

Помимо очевидного вреда для здоровья неготовность ребенка есть в школе и его неумение найти воду приводят к тому, что он не может концентрироваться на учебе, не может играть и общаться со сверстниками.

«Дети часто не едят в школе, – делится своими наблюдениями Екатерина. – Слишком не похожа эта пища на то, что готовят дома, она часто неаппетитно выглядит, а кроме того, им дискомфортно есть быстро и в толпе, мешают шум и гам.

Это нередко происходит с теми, кто не ходил в детский сад – «домашним» детям такие условия еще более непривычны. Кроме того, многие не пьют в школе, потому что напитки невкусные и слишком сладкие».

Что с этим делать? В первую очередь признать, что такая проблема может возникнуть. Узнайте заранее, чем будут кормить в вашей школе и как родители и дети оценивают качество еды. Если ожидания не самые радужные, то продумайте вместе с ребенком, как и когда он будет есть то, что вы даете ему из дома. Обсудите, что бы он хотел видеть в своей коробочке для еды, составьте список завтраков. Не забудьте класть с собой воду, если ребенок категорически отказывается пить в школе. Узнайте, есть ли кулер, если да, пусть ребенок попросит старших помочь его найти. Позаботьтесь о том, чтобы у него всегда был с собой чистый стаканчик, потому что в большинстве случае в школе есть кулер, в нем есть вода, но пить ее не из чего.

Когда он уже пойдет в школу, уделяйте этому вопросу особое внимание: ребенок сам может не рассказать, что ему не понравилась еда и он весь день не ел. Поэтому спрашивайте, чем в школе кормили, съел ли это ваш ребенок, понравилось ли ему. Конечно, не ругайте и не стыдите, если он не смог это есть – это и бесполезно, и вредно. Огромное количество детей частично или полностью отказывается от школьной еды, и к этому надо быть готовыми.

Уж как-нибудь адаптируется?

Примерно 50% школьников имеют сложности в начале первого класса. Но у большинства эти сложности достаточно быстро уходят – к концу первого месяца или даже раньше. Однако у одного из 10 детей проблемы не уйдут и станут постоянными. Поэтому задача родителей – чтобы у вашего ребенка стандартные сложности адаптации не стали хроническими. Для этого нужно, во-первых, понять, в чем проблема, во-вторых, всячески показывать ребенку, что его переживания нормальны, в-третьих, устранить и поправить то, что можно, и в-четвертых, принять тот факт, что на привыкание нужно время. Адаптация – это проходящий период, в течение которого, в частности, не надо дополнительно нагружать ребенка кружками, музыкальными школами и секциями.

Не возникнут ли у первоклассника проблемы со школьным туалетом?

Лева выходит к маме из школы почти бегом, с красными щеками, и говорит:

– Мама, скорее домой!

Он не хочет поиграть с друзьями, не хочет ничего рассказывать про то, что было в школе, – хочет только одного: в туалет. Он с 8 утра там не был и теперь, в час дня, еле терпит. Весь последний урок он почти не слушал учителя и только и думал о том, чтобы вы не опоздали, и ему, конечно, сейчас не до игр и не до разговоров…

Вроде бы смешно и глупо, но, к сожалению, ничего смешного в этом нет, и то, что вроде бы уже в этом возрасте не должно быть проблемой, становится для ребенка источником нового стресса. «Далеко не все родители об этом знают, но очень многие дети… вообще не ходят в школьный туалет, – говорит Екатерина. – Они терпят до дома и не справляют в школе ни большую, ни даже малую нужду. Это и вредно, и дискомфортно, и не для всех физиологично – возможно, у кого-то скорость обмена веществ ниже, но вообще вытерпеть 6–8 часов без туалета – это мало кто может. Наконец, это существенно снижает способность ребенка концентрироваться на учебных задачах. Долгосрочным результатом могут стать как психологические, так и физиологические проблемы – например, расстройства мочевого пузыря, в том числе и из-за того, что ребенок в какой-то момент немного описался, потому что долго терпел, запоры. Могут возникнуть страхи в результате какой-то ситуации, когда ребенок, например, заперся в туалете и не мог открыться, боится отпроситься на уроке у учительницы, потому что она неадекватно реагирует, а в классе смеются».  

Что мешает ребенку, особенно «домашнему», не имевшему опыта посещения детского сада и подготовки к школе, ходить в школьный туалет?

Во-первых, то, что это публичное место, в котором шумно, много людей, все отвлекает. Кроме того, во многих туалетах дверцы не запираются, в том числе и специально – из соображений безопасности в детском учреждении, что усиливает стресс и страх, кто ты будешь «в процессе», а кто-то ворвется. Во-вторых, в школьных туалетах часто неприятно пахнет и грязно. Это еще один фактор, заставляющий брезгливого ребенка сторониться этого места. В-третьих, в школьном туалете может не быть бумаги или мыла. Первоклассник, привыкший к тому, что они есть всегда, столкнувшись с таким, может решить, что сюда он ходить не будет. В-четвертых, ребенок не всегда уверен в том, что он знает дорогу туда и боится потеряться по пути туда или обратно.  

«Идеально, если у вас есть возможность до 1 сентября пройти вместе с ребенком по школе и, в частности, объяснить, где находится туалет относительно его класса, как туда идти, где туалет для девочек, где для мальчиков, – предлагает решение Екатерина. – Если такой возможности нет, узнайте, где в школе расположены туалеты, нарисуйте дома план этажа, отметьте туалет, надпишите его «М» или «Ж» и «пройдите» вместе с ребенком несколько раз эту дорогу на бумаге. Поговорите о том, как отпрашиваться на уроке и что говорить, если учительница не отпускает. Обязательно поднимите этот вопрос на первом же родительском собрании, потому что это важно, а ребенку сразу, еще до 1 сентября, объясните, что это нормально – что он время от времени хочет в туалет, в том числе и на уроке.

Обычно к семи годам ребенка родители уже давно не контролируют тему его физиологических отправлений, поэтому мало кто задумывается о том, что, когда ребенок попадает на следующую ступень – а именно в систему образования, – там часто начинает сбоить то, что давно не сбоило.

Поставьте себе галочку: этот вопрос надо будет с ним обсудить. Более чем для половины первоклашек (!) вопрос посещения туалета в школе является по тем или иным причинам проблемным».

Как правило, дети к школе уже сами себя обслуживают в туалете, овладевая этими навыками к четырем-пяти годам, но в современном мире встречаются и ситуации, когда ребенка этому до сих пор не научили, потому что не было необходимости: все за него делали мама, бабушка или няня. И даже если дети умеют это делать, все равно часто делают небрежно и кое-как, поэтому родители постоянно или время от времени контролируют этот вопрос. В школе вы не сможете проверить, насколько все правильно сделано, или помочь при необходимости, поэтому стоит заранее об этом позаботиться – обеспечить ребенка влажной туалетной бумагой и влажными очищающими салфетками для рук. Эти же предметы помогут ему, если в школьном туалете не будет бумаги или мыла. Решите с первоклассником, где они будут лежать в портфеле, чтобы все было на своем месте.

Сможет ли ребенок сориентироваться в раздевалке?

Следующий навык, которого обычно по понятным причинам у первоклассника нет – это умение находить свои вещи в школьной раздевалке. Как обычно размещается одежда и мешки со сменкой? Если это обычная большая школа, то они часто непонятно где развешаны на крючках. Время от времени они с этих крючков исчезают. Это может быть для ребенка сложностью.

«Обычно школа учитывает это в первые недели, и ребенку разрешается ходить без сменки, – говорит Екатерина Бурмистрова. – Вы же, со своей стороны, можете помочь, включив в свои ежедневные предшкольные дела игры на концентрацию внимания, типа «Большой стирки» или Memory, когда нужно найти пару. Кроме того, стоит снизить уровень стресса ребенка, рассказав ему в шутливой форме, что эти школьные мешки все время теряются и их куда-то перевешивают, попросить старших детей поделиться историями о том, как у них это происходило, наверняка им есть что вспомнить, то есть легализовать эту проблему.

По сути, одна из наших главных задач перед первым классом, говоря профессиональным языком, валидировать происходящее, то есть объяснить, что все те трудности, с которыми ребенок столкнется в первые свои учебные недели, – нормальны».

Умеет ли ваш первоклассник завязывать шнурки?

Если и да, то, скорее всего, дома, в неспешной обстановке и на тренажере. Проверьте, может ли он это делать в условиях торопливого выхода в школу, и если нет, вряд ли имеет смысл загружать его сейчас, за неделю до 1 сентября, еще и этими тренировками. Это нормально – не уметь в этом возрасте самостоятельно зашнуровывать обувь в стрессовых условиях. Проблема решается просто: купите ему сменку без шнурков и ботинки на липучках – это сохранит ваши общие нервы.

Сколько детей к концу сентября продолжают с радостью ходить в школу?

По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (от 1% до 2% по отдельным регионам) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

Сможет ли ребенок попросить о помощи?

Это очень важный навык, помогающий ему справляться в ваше отсутствие с перечисленными выше проблемами. Понимает ли он, как и к кому обращаться за помощью, когда есть какие-то трудности, потребность в помощи? Например, он потерялся в школе, не знает, где его класс, ему нужно найти туалет и так далее. «У большинства детей этот навык – обратиться ко взрослому – отсутствует, – говорит Екатерина. – Они этого по умолчанию не умеют, поэтому обязательно до 1 сентября проверьте, умеет ли это ваш ребенок. Попросите принять участие в тренировке незнакомого или малознакомого ребенку человека. Задачей вашего первоклассника будет подойти к этому человеку на улице и начать разговор, рассказать, в чем проблема, и попросить помочь ее решить. Можно попробовать сначала поделать с игрушками – это более безопасный для ребенка вариант. Предложите разыграть ситуацию: кукла или мишка первый день в школе, пошли в столовую и после завтрака не смогли найти свой кабинет, им надо подойти к кому-нибудь из взрослых и попросить помочь».

Понимает ли первоклассник, что его ждет?

Помогите ему идти в это непонятное будущее с радостной надеждой. Найдите ваши школьные фотографии (желательно первого класса), фото супруга, бабушек и дедушек, расскажите ему, как вы пошли в школу, какая была форма, какой портфель, что подумали, когда увидели в первый раз учительницу, о чем был первый урок, как знакомились с ребятами, как они становились вашими друзьями и так далее. Если школа недалеко от дома, пройдите вместе с ребенком несколько раз до школы, если далеко – съездите на машине. Вместе засеките, сколько времени занимает дорога. Обратите внимание ребенка на что-то интересное по пути. Пусть этот процесс перемещения в школу станет для него познаваемым.

«Задать правильную интонацию 1 сентября на многие годы вперед можно, если сделать так, чтобы этот день стал для ребенка праздником, – говорит Екатерина Бурмистрова. – Во-первых, позвольте ему купить те карандаши, ластики, портфель и мешок для сменки, какие ему нравятся. Во-вторых, сделайте это прямо сегодня, если еще не сделали, но не наспех в толпе 31 августа. В-третьих, пусть дома будет праздник!

Неизвестно, как пройдет этот день для ребенка – может, он будет чем-то разочарован, может, устанет, может, будет расстроен, но он будет знать, что дома его ждет праздник, и это очень важно.

Наконец, это просто еще одна хорошая и добрая семейная традиция».

То, как пойдет учеба, во многом зависит и от собственно учебных навыков, которые он приобрел до школы, и от того, к какому типу детей он относится – быстрый или медленный. «Если он еще не читает бегло и не прошел уже программу первого класса (что, кстати, делать до школы категорически не рекомендуется, если вы не хотите, чтобы ему там было скучно), то нелишне будет его заранее предупредить, нормализовать его будущие неудачи: «Ты знаешь, тебе там может быть слишком сложно (или быстро, или непонятно). Ты будешь что-то не знать, и это нормально». Объясните, что у людей разный темп и многие дети к своим семи годам часто об этом совершенно не догадываются», – рекомендует Екатерина.

Признаки готовности ребенка к школе

• Ребенок умеет следовать инструкции и понимает, зачем это нужно.
• Способен принимать отказ и не впадает из-за него в истерику.
• Сам без напоминаний говорит «спасибо» и способен просить прощения – это свидетельствует об определенном уровне развития эмоционального интеллекта.
• Принимает критику и осознает, что ругают не его, а его поступки.
• Готов быть не первым и не единственным в классе.
• Понимает, что он часть сообщества, к которому обращается учитель, говоря: «Ребята!»
• Понимает и принимает последствия своих действий.
• Способен выражать несогласие с чем-либо в корректной форме.
• Умеет ориентироваться в пространстве, знает понятия «верх», «низ», «лево», «право» и правильно их использует, также знаком с понятиями «больше», «меньше», «короткий», «длинный», «старше», «младше».
• Обслуживает себя без помощи взрослых: одевается, обувается, самостоятельно ест.
• Может представиться и назвать свое имя, отчество, фамилию.
• Находит лишние предметы в логическом ряду и может объяснить, чем они отличаются.

А вы готовы к 1 сентября?

Речь не о том, есть ли вам что надеть на торжественную линейку и знаете ли вы уже, как зовут первую учительницу ребенка. «Готовность родителя в том, чтобы не ждать идеальной картинки, – говорит Екатерина. – Каждой маме и папе хочется, чтобы ребенок с удовольствием пошел в школу 1 сентября и в дальнейшем бежал туда вприпрыжку.

Но вполне возможна и нормальна ситуация, когда подготовленный вами ребенок радостно сходил в школу 1 сентября и после этого заявил, что он там уже все видел и больше туда не хочет.

Многие родители в такой ситуации просто теряются: он же вроде сам хотел в школу, с таким удовольствием выбирал портфель, мы так здорово обсуждали, как он будет учиться, – и вдруг «не хочу». Но реакции ребенка на это изменение жизни могут быть самыми разными. И он имеет на это полное право». 

Поддержите себя в это время, оно непростое и для вас. Постарайтесь высыпаться. Пообщайтесь с родителями, которые недавно «пошли» в школу, попросите их рассказать, как там сейчас все устроено и чего ждать (идеально, если это ваша школа). И смотрите в будущее с надеждой, но и с готовностью к тому, что что-то пойдет не так, как вы представляли. Это нормально!

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version