В статье Минуя деньги: расцвет помощи pro bono руководители самых знаменитых фондов страны рассказывали о новом явлении – появился бизнес, которому удобнее помогать благотворительности делами. Этот тип централизованного волонтерства оказался удобен всем. Фонды признали,что им удобнее получать помощь pro bono, чем просить деньги и платить за те же услуги. А сегодня слово получили компании – они признают, что им интересно вкладывать в благотворительную работу свои ресурсы и свой интеллектуальный капитал.
Грузовичкоф: вам уже повезло!
«Наша компания работает в Москве и Санкт-Петербурге уже больше 10 лет, и решение о том, чтобы помогать с перевозками благотворительным организациям, было принято практически сразу после открытия «ГрузовичкоФ». Такова была позиция руководства, – рассказывает Анастасия Усова, руководитель отдела благотворительности компании «ГрузовичкоФ». – Когда отдел благотворительности только начинал свою работу, запросов от фондов было совсем немного. Но со временем нас узнали, и большие и маленькие фонды, когда им была нужна грузоперевозка, уже знали, к кому обратиться. Сейчас есть крупные благотворительные организации, которым мы помогаем на постоянной основе, но в то же время приходят заявки и на разовые поездки от небольших фондов и центров».
За помощью в «ГрузовичкоФ» обращаются фонды «Линия жизни», «Подари жизнь», петербургские «АдВита» и «Выход в Петербурге». В августе компания взяла на себя всю логистику большого благотворительного фестиваля, который проводил центр адаптации «Антон тут рядом». «Мы помогаем и экологическим движениям – на постоянной основе вывозим мусор, собранный на акциях «РазДельного сбора» в Москве и Петербурге, а в сентябре команда наших сотрудников вышла на всероссийскую уборку проекта «Сделаем!». Само собой, мусор с этой уборки мы вывезли бесплатно», – рассказывает Анастасия.
В компании вспоминают интересную акцию «Посади дерево ради жизни», которую проводили фонд «Линия жизни» и музей-заповедник «Царское Село» в Санкт-Петербурге. «Фонд помогал Екатерининскому парку восстановить дубовую аллею, и наши машины привезли деревья из питомника и организовали бережную выгрузку с помощью манипулятора. Задача была не из легких и требовала особых технических решений, – рассказывает Анастасия. – Для того чтобы молодым дубам было комфортно рядом с 200-летними деревьями, им надо иметь разветвленную корневую систему и сложившуюся крону, а высота ствола должна была быть не менее 4 метров. Везти их следовало очень аккуратно, ведь, если в дороге что-то нарушится, дубы просто не приживутся. Наши сотрудники справились с задачей, поддержали благое дело».
«А чуть больше года назад наша компания запустила в Петербурге такси «ТаксовичкоФ». И снова было решено открыть отдел благотворительности. Мы предложили свою помощь в виде поездок на такси фонду «АдВита». На наших такси люди, которым каждый день нужно из одного конца города добираться в другой, чтобы проходить курс химиотерапии, преодолевают расстояния с комфортом. Так наши водители стали автоволонтерами. А в конце лета мы участвовали в акции по сбору подарков и средств гигиены для онкобольных в рамках работы «АдВиты». Каждый желающий мог купить что-то в гипермаркетах, где проходила акция, а машины «ГрузовичкоФ» собирали эти товары и отвозили их на склад фонда».
Анастасия Усова отмечает, что благотворительные проекты для компании – это способ одновременно принести пользу и продемонстрировать, как в современной России должны вести себя крупные компании по отношению к общественным проблемам. С другой стороны, сотрудники принимают участие в интересных общественных событиях, которые позволяют нам быть максимально близкими и понятными для клиентов и делать для города что-то нужное. Есть и практическая польза: водители получают опыт по перевозкам самых разнообразных предметов: от арт-объектов (как это было с перевозкой «шкафа добра», разрисованного художником Виктором Тихомировым) до организации масштабных транспортировок для крупных фестивалей (такой опыт был получен компанией на благотворительном забеге «Линия жизни» в Москве).
История с нераспроданным хлебом
Участие компании «Хлеб насущный» в благотворительности началось два года назад со знакомства с компанией HandMade Charity, которые попросили провести праздник для их подопечных, детей с особенностями развития. «Тогда мы впервые организовали благотворительное мероприятие. Нам даже вручили звание «Доброго места в Москве», было очень приятно, – рассказывает Наталия Джариани, бренд-директор компании «Хлеб Насущный». – Затем мы начали сотрудничать с фондом помощи хосписам «Вера», они сами нас нашли и попросили обеспечивать продукцией их подопечных».
И тогда же возник вопрос про нераспроданный хлеб. Дело в том, что формат заведения «Хлеб насущный» предполагает, что оно торгует только хлебом и выпечкой, которую испекли сегодня, и какое-то количество продукции всегда оставалось. Ведь понятно, что нельзя допустить, чтобы в пекарне вечером не было хлеба. «При этом нам важно продавать только свежий хлеб. Хотя по всем самым строгим требованиям пищевой безопасности наш хлеб можно хранить несколько суток. В итоге хороший свежий хлеб оставался у нас на руках. Мы раньше отдавали его на фермы для животных. Но ведь более правильно и достойно передавать хлеб людям! И мы подумали, что будет здорово реализовать проект, в котором вечером хлеб уходил бы в добрые руки. Нам нужно было найти благополучателей для каждой из 35 пекарен», – рассказывает Наталия Джариани.
Кто-то откликнулся – компания рассылала огромное количество писем, кто-то находился сам. Кото-то нашли сотрудники компании, среди своих друзей. И теперь каждое утро в точки «Хлеб насущный» приезжают представители благотворительных организаций и забирают наш хлеб для своих подопечных. Это и поддержка больных в хосписах и больницах, и Фонд помощи матерям погибших солдат, и государственные социальные службы. Примерно с одной точки компания отдает ежедневно до 10 килограммов хлеба.
Пример «Хлеба насущного» показывает, что компании, работающие в сфере питания – например, фермы, теплицы, магазины, производства, вполне могут найти потребителя для своего невостребованного товара. Ведь часто буквально тонны овощей или фруктов оказываются под бульдозером – просто из-за того, что не успели продать, а нужно освобождать место. Предпринимателям то ли некогда заняться поисками того, кто заберет эти продукты, то ли они думают, что это и правда никто не возьмет. Но это не так. «Нельзя сказать, что мы потратили на это много сил. Это просто требует определенной воли – захотеть помочь. В течение 2-3 месяцев мы смогли реализовать этот проект в 35 точках. Например, те же компании, которые поддерживают бездомных, не просто забирают у нас хлеб – они же делают из него бутерброды. А на бутерброд надо что-то положить. Так что тут помощь тепличных хозяйств, овощных фирм тоже очень бы пригодилась».
Конечно, каждая компания изначально создается, чтобы зарабатывать, – это очевидная вещь. «Но дело в том, что этот нераспроданный наш хлеб, например, – он все равно есть. Так что это не затраты, подчеркивает Наталия Джариани. – Это вопрос лишь о том, чтобы вместо того, чтобы выбрасывать еду, найти того, кому она нужна. Да, сейчас непростая финансовая ситуация, и у нас, например, нет возможности помогать деньгами, вытащить из оборота какую-то сумму. А отдать продукцию нам несложно. Это рассказ о том, как можно стать социально ответственной компанией, не затрачивая практически никаких усилий»,– отмечает Наталия. Нужно просто приложить фантазию и творческий подход, и окажется, что можно оказать помощь без всяких финансовых усилий.
«Эти люди, часто именно дети – настоящие бойцы, и бизнес должен брать с них пример»
«С фондом «Подари жизнь» мы сотрудничаем с начала 2014 года, – рассказывает Антон Чумаков, генеральный директор ООО «Hansa». – Наше сотрудничество началось с самой простой и понятной помощи, которую может оказать производитель бытовой техники – с предоставления по запросу фонда техники для больниц и прочих медицинских учреждений, которые патронирует фонд. Чаще всего это стиральные машины и холодильники – то, что в первую очередь нужно. Обычно техника нужна в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева, но техника требуется и в РОНЦ имени Блохина, и в прочие учреждения, а еще часто в квартиры, где дети находятся на амбулаторном лечении».
Компания помогает и другими делами. Летом 2014 года Hansa решила пригласить подопечных фонда на кулинарный мастер-класс. «В Москве в ФНКЦ имени Дмитрия Рогачева лечится большое количество детей, и чаще всего их родители все это время находятся рядом с ними. Естественно, дни этих семей достаточно однообразны и наполнены в основном больничными заботами, – говорит Антон Чумаков. – Мы решили пригласить их в кулинарную школу Taste of Moscow на специальный мастер-класс, чтобы они сменили обстановку, отдохнули и получили положительный заряд. В качестве ведущего-повара была приглашена Ольга Бакланова: популярный кулинарный блогер и телеведущая. Около 10 пар «мама и ребенок», которые захотели принять участие в конкурсе, приехали к нам в субботний июльский день, и в течение нескольких часов мы учили их готовить киш с ветчиной, роллы и сладкий десерт».
Еще до сотрудничества с фондом «Подари жизнь» Hansa время от времени помогала техникой различным небольшим благотворительным организациям, в том числе и детским домам. «Для нас это само собой разумеющееся. Когда возникает потребность в технике, они обращаются к тому, кто, собственно, ее и производит, – отмечает Антон Чумаков. – Это общепринятая практика, мы знаем, что транспортные компании помогают фонду с бесплатными перевозками, стилисты и визажисты на бесплатной основе приходят в больницу и оказывают свои услуги.
Современные компании, по крайней мере, наша, уже давно вышли за рамки прямой связки «что-то сделал – получи от этого прибыль». Разумеется, в случае с участием в акциях или мероприятиях мы получаем определенные имиджевые и репутационные выгоды. Но это всегда вторично, так как, согласитесь, благотворительность – это не та сфера, где выгода находится на первом месте, у нас есть много других инструментов для формирования имиджа, и вот там мы уже рассчитываем получить определенные маркетинговые «дивиденды». Да, на рынке крупной бытовой техники сейчас действительно кризис, рынок упал, объемы продаж компаний сократились, но это не повод не помогать. Фонд не может сказать своим подопечным «простите, в стране кризис, мы больше не сможем вам помогать, подождите, пожалуйста, пока все наладится».
У людей, которым помогают фонды и благотворительные организации, тоже кризис – у каждого свой. Каждый день они борются, кто как может, со своим кризисом и со своими проблемами – и зачастую выигрывают! Как же мы можем прекратить им помогать и тем самым усугубить их проблемы? Эти люди, часто именно дети – настоящие бойцы, и бизнес должен брать с них пример».
В 2015 году Hansa, несмотря на кризис, снова рассматривает возможность новогодних благотворительных мероприятий с фондом «Подари Жизнь». «Мы надеемся, что в этом году объем пожертвований не только не уменьшится, но и увеличится», – говорят в компании.
«Наша десятина»
«Я человек, которому небезразлична благотворительность, – говорит Алексей Боков, продюсер, руководитель агентства «BokovFactory». – Я давно для себя понял, что могу быть эффективным в этом: бывают ситуации в жизни, когда даешь деньги, но они небольшие по сравнению с тем, как ты можешь быть эффективен своим профессиональным трудом. Я продюсер, мы занимаемся съемками, культурными, телевизионными проектами, и в этом творческом плане мы на протяжении уже лет 13 сотрудничаем с разными фондами. От организации прямых фандрайзинговых мероприятий до образовательных проектов для детей, например, и так далее – это зависит от направления работы фонда. Мы сотрудничаем с такими фондами, как «Дети наши», «Галчонок», «Северная Корона», «Артист», «Обнаженные сердца»…
«С «Галчонком» у нас есть постоянная акция, спортивная, поскольку я увлекаюсь спортом: я придумал такой забег «Патрики бегут», организовал тех, кто живет на Патриарших прудах, – мы решили, что будем бегать и скидываться на благотворительность. Потом к нам присоединились и небольшие компании. Мы собираем, казалось бы, небольшие суммы, но до полумиллиона рублей мы собираем».
Агентство Алексея Бокова занимается так же просветительскими проектами – в частности, темой принятия обществом детей с особенностями развития. Или, скажем, в рамках фестиваля «Тарковский» на Волге «BokovFactory» сделали для детей-подопечных «Галчонка» развивающий лагерь, с мастер-классами, просмотрами мультфильмов, встречами с интересными людьми..
«Надо просто не лениться, а делать, – говорит Алексей Боков. – Это такая десятина. Десять процентов энергии, эмоций, сил ты должен посвятить благотворительности».
Так помощь больше видна
Почему компании выбирают внеденежную помощь? В благотворительности очень важно отдать, не перегореть и при этом получить результат, отмечает Анна Гончарова, управляющий компании «Торговый центр «Парк 11″». «Когда компания небольшая, ты понимаешь, что твои деньги – это капля в море. Ты увидишь результат, если ты помогаешь семье. Но если ты помогаешь фонду – ты знаешь, что помог, но конкретно свой вклад не увидишь. Для разовой помощи это, возможно, не так важно. Но для постоянной помощи это серьезный момент».
Анна рассказывает, что ее компания узнала, что фонд «Галчонок» готовит фестиваль «Галафест» – соцсети пестрели сообщениями о подготовке к такому, казалось бы, легкому и веселому мероприятию, хотя на самом деле за такими вещами стоит большой труд. «Мы поняли, что тоже хотим поучаствовать, и сами обратились в фонд.
Но что может сделать компания, кроме того, чтобы дать деньги? Мы вспомнили, что у нас много обслуживающего персонала – электрики, уборщики и так далее, но обычно эти сотрудники не всегда заняты, – рассказывает Анна Гончарова. – и мы решили предоставить своих сотрудников фестивалю. И наши руководители выступали в качестве волонтеров, и наши рабочие помогали. На фестивале нужно было собрать-разобрать большие шатры, нужен был погрузчик, нужно было сколачивать помосты и так далее». А еще торговый центр обратился к своим партнерам – мебельной компании, которая предоставила фестивалю детские кресла и мешки, на них гости мероприятия могли удобно расположиться на лужайках на территории «Галафеста».
В свое время компания заметила в фейсбуке, что «Галчонок» ищет помещение. «Мы связались с фондом и с удовольствием им предоставили площадь под склад», – говорит Анна. А еще Анна – юрист, и в ее окружении много юристов-профессионалов.. В свое время они помогали «Галчонку» в организации телефонной горячей линии помощи родителям, которых не пускали к детям в реанимацию. А фонду «Вера» – делали заключения и обращения в связи со строительством здания московского хосписа. Помогали в регистрации фонду «Детский паллиатив». «Это такая помощь, где я больше вижу результат. Я могу сказать: «Вот это сделала я», – объясняет Анна Гончарова. – Да, я точно знаю, что мои деньги пойдут по адресу, ведь я доверяю фондам, которым перечисляю деньги. Но все же юридическая, техническая помощь, помощь трудом – это те случаи, когда помощь видна».
Компания «ЭкоЛайн» давно проводит сама и участвует в других благотворительных акциях. «В этом году мы узнали о фестивале «Галафест», и наше желание организовать очередной праздник для детей совпало с целями фонда «Галчонок», – рассказывает Дмитрий Долгов, генеральный директор ООО «ЭкоЛайн». – Мы осуществляем вывоз твердых бытовых отходов. И мы предложили фонду свою помощь». Дмитрий говорит, что все акции и праздники, которые проводит «ЭкоЛайн», направлены на воспитание экологического мышления молодежи, это важно сегодня. Почему компания вообще занимается благотворительностью? Дмитрий говорит, что это уже состояние души.
Как красота может спасти жизнь
«Для нашей компании очень важно заниматься благотворительностью, мы являемся социально ориентированной компанией, это продиктовано личностью основательницы компании Мэри Кэй Эш, – подчеркивает Юлия Большакова, руководитель отдела по внешним коммуникациям компании Mary Kay, Россия. – Она основала свою компанию уже будучи на пенсии и хотела дать женщинам возможность быть востребованными. Отделения компании более чем в 35 странах обязательно поддерживают какой-то благотворительный фонд. Мы в России присутствуем более 20 лет, и активно помогаем различным благотворительным фондам».
С фондом «Подари жизнь» представители российского отделения компании Mary Kay познакомились несколько лет назад. Юлия Большакова отмечает, что это была важная встреча: «Я лично познакомилась с Галиной Чаликовой, основательницей фонда, которая, к сожалению, уже не с нами. Мы вместе ездили в больницу, и она показывала, как живут там дети. На нас это произвело огромное впечатление, мы поняли, что нам важно поддерживать детей, а еще и родителей, для которых нужно создать островок стабильности, показать им, что жизнь есть, и вытягивать их из депрессивного состояния. И мы стали проводить в больницах мастер-классы». На этих встречах консультанты компании рассказывают мамам о том, как ухаживать за собой. «Мы видим их горящие глаза, они говорят нам, что это придает им уверенности, они вспоминают, что у них еще есть силы, они еще на многое способны, и они могут бороться. Так что это еще и психологическая поддержка. А детям важно чувствовать, что мама сильная, довольная, в хорошем настроении, – говорит Юлия Большакова. – Мы стараемся это делать в постоянном режиме. Самые большие акции мы проводим в преддверии праздников».
Художественная помощь
Фонду «Не просто собаки» и волонтерам приютов, которые помогают животным найти новых хозяев, помогают профессиональные фотографы – они решили бесплатно делать фотосессии бывших бездомных псов, чтобы помочь им быстрее найти дом.
Как рассказывает Ксения Колосова, волонтер фонда, существует ведь определенная конкуренция среди собак, которым нужен дом, таких животных много…а удачная фотография – это отличный способ привлечь внимание. Профессионалы помогают создать настоящее портфолио для животного, и у того появляется больше шансов найти семью. Ксения познакомилась со студией Bow Wow Photo сначала как героиня их проекта – Валерия Золоторева и Михаил Уваров снимали хозяев и собак, пытаясь продемонстрировать похожесть таких «пар». А потом подопечные Ксении часто стали сниматься у ребят бесплатно.
«У нас у обоих собаки, – рассказывает фотограф Валерия Золоторева, Bow Wow Photo – Мой партнер Михаил Уваров сам нашел свою собаку на железнодорожной станции, а я свою недавно взяла из приюта. Когда мы стали снимать собак, о нас постепенно разошлась молва. Перед Новым Годом мы решили сделать съемку в русле рождественской благотворительности. И начали это делать уже на постоянной основе. Что нами движет? Возможно мы относимся к той редкой породе людей, которые продолжают следовать мысли – «ты в ответе за тех, кого приручили». Когда мы только начали для себя узнавать тему приюта, нам рассказали о приюте «Дубовая роща» на ВДНХ. Когда мы увидели, в каких условиях живут собаки – а это один из лучших муниципальных приютов, – мы были просто в шоке».
Валерия говорит, что их благотворительная работа – это «маленький плюсик в карму». «Да, всех не спасешь, но соцсети – это сейчас великая сила, и как можем, мы помогаем. Много собак, которых мы фотографировали, уже нашли себе хозяина, потому что съемки яркие, эффектные. Сейчас у Миши живет на передержке пес Рок-н-Ролл, которого пристраивает Ксения, мы его тоже снимали бесплатно. Надеемся, он быстро найдет себе дом».
Семья Юлии Галыгиной, владелицы багетной мастерской «Inspiration Studio», давно занимается благотворительностью. Мама Юлии – Ольга Галыгина – один из ведущих искусствоведов Сибири, она директор галереи «Сибирское искусство» в Новокузнецке и Президент благотворительного фонда «Современное искусство Сибири». «Мы понимаем, что искусство является важной движущей силой нашей жизни.Мы создаем художественную среду», – говорит Юлия.
«Я помню момент, когда к нам в мастерскую зашла Катя Бермант. Я увидела позитивного, доброго, активного человека, который понимает главные смыслы благотворительности», – делится впечатлениями Юлия. В итоге багетная мастерская Юлии стала активно помогать фонду «Детские сердца». Вот уже несколько лет студия на благотворительных началах обеспечивает выставки фонда: оформляет работы, предоставляет рамы для экспонирования, активно участвует в проведении мероприятий. Юлия убеждена, что очень важно – найти «своего» человека, создать команду и работать вместе на общую цель, общее дело – так можно сделать больше.
Все, о чем мы говорили – простые поучительные истории
Если задаться целью, уверена Катя Бермант, то любой предприниматель сможет применить свой труд на пользу другим людям. И вовсе необязательно нужны деньги. У кого-то пропадают овощи в теплицах, у кого-то нераспродана партия одежды, какая-то компания может отправить свои автомобили для перевозки вещей или торопящегося на операцию ребенка… «А говорить о таких историях нужно, – убеждена директор фонда «Детские сердца». – Потому что если какая-то компания занимается благотворительностью, то и другие возьмут с нее пример!».