Православный портал о благотворительности

Сретение: праздник надежды и встречи

Сретение – это праздник о том, что человеку, который встретил Бога, не страшно встретить смерть

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

 

Сюжет праздника

Богородица вместе с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Христа. Так было положено по закону Моисея: каждая еврейская мать на сороковой день должна принести в храм своего ребенка. Если это был первенец, он посвящался Богу.

В древности посвященные Богу сыновья-первенцы должны были как-то поработать для храма. Со временем в таких работах необходимость отпала, а обряд остался. И установился обычай приносить жертву – выкуп за первенца. Богатые приносили горлиц (дорогих птиц), бедные – простых голубей, которых потом выпускали на волю.

Когда Богородица вместе с Иосифом Обручником вошли в храм, им навстречу вышел старец Симеон, принял на руки маленького Христа и прославил Бога таинственными словами (русский перевод):

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

В православной традиции старца Симеона еще называют Богоприимцем.

Богородица и святой Иосиф

Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века

Еврейская женщина после родов могла прийти на богослужение лишь после обряда принесения ребенка в храм и очистительной молитвы над собой. Дева Мария не нуждалась в таком очищении, но исполнила обряд своего народа, придя в храм вместе с Иосифом, своим Обручником, который для всех считался Ее мужем, а на деле был Ее хранителем.

Старец Симеон

Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудере (Кипр). Около 1192 года

Старец Симеон был уважаемый в Израиле человек. В числе 70 самых авторитетных мудрецов он участвовал в переводе Священного Писания с древнееврейского на греческий (по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа).

На одном из фрагментов книги пророчеств Исайи Симеон вдруг задумался: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как Дева родит? И хотел уже исправить предложение, написав вместо слова «Дева» – «жена».

Но случилось чудо: явился Ангел и сказал, что ничего исправлять не надо, что, несмотря на такой по-человечески парадоксальный оборот дела, Симеон не умрет, пока сам, воочию, не увидит все сбывшимся по написанному. Потому что у человека свои представления о возможном, а у Бога – свои.

С тех пор Симеон стал ждать. Он ждал 300 лет – по-человечески так даже не бывает.

А однажды по внушению Святого Духа пошел в храм, увидел Женщину с Ребенком на руках и узнал ту Деву, о которой говорилось в пророчестве Исайи, а в Ее Сыне – Мессию, Бога, встречу с которым ему предрек ангел.

Эта встреча дала Симеону что-то такое, что он больше не боялся умереть.

Он ждал смерти как разрешения от бренного, тягостного, немощного, болезненного и как надежды всегда быть с Богом.

Кризис старца Симеона

Анна, вдова Фануилова 

Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Изображение с сайта https://pravoslavie.ru/

Вместе с Симеоном Младенца Христа встречала старушка, жившая при Иерусалимском храме уже лет 60. Иерусалиму она была известна как пророчица Анна, и в Евангелии сказано, что она «служила Богу постом и молитвой». Анна получила от Бога дар прозорливости, и ей, как и старцу Симеону, был открыт сокровенный смысл происходящего – явление долгожданного Мессии своему народу. То есть встречи. А дальше все зависит от самого человека – захочет ли он пойти на такую встречу или не захочет, поверит или не поверит.

Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года
Репродукция иконы «Сретение Господне»
Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть XIV века
Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Государственного Русского музея
Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника
Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version