Православный портал о благотворительности

8000 сотрудников иностранных предприятий в Калуге почти год находятся в простое

Мы узнали, как живут калужане – рабочие с заводов, остановивших свое производство в России

«Калужское экономическое чудо» – этот термин появился в 2000-х годах, когда на земле, не имеющей особых ресурсов, был совершен индустриальный переворот. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов тогда сделал ставку на привлечение инвесторов на родную землю и не прогадал.

За 10 лет были созданы индустриальные парки, а сотни иностранных предприятий значительно повысили уровень жизни калужан. Несколько кризисов, произошедших за эти годы, не изменили главного – заводы работали, рабочие места сохранялись.

Однако реакция европейских государств на события конца февраля 2022 года изменила действительность. Иностранные производства один за другим стали останавливаться. В том числе такие промышленные гиганты, как завод Volkswagen, «ПСМА Рус» (выпускает автомобили «Пежо», «Ситроен», «Мицубиши». – Ред.) и Volvo, выпускающая грузовики.

Регион, благополучие которого напрямую зависело от иностранных предприятий, оказался в опасной ситуации. Примерно 8000ч человек (данные разнятся. – Ред.), которые числятся в штате только на Volkswagen и «ПСМА Рус», оказались в простое.

Как теперь живут заводчане, оказавшиеся в непростой ситуации? Мы поговорили с сотрудниками калужских заводов о том, как изменилась их жизнь с февраля 2022 года.

Евгений Н. Завод Volkswagen

Иностранные предприятия в Калуге

– Я пришел на Volkswagen в 2011 году, когда переехал в Калугу, – рассказывает Евгений. – Здесь уже работал мой старший брат. Устроился на завод потому, что и зарплата хорошая, и соцпакет есть – никаких подводных камней, полная уверенность в работодателе.

Работал сварщиком в кузовном цехе. Мы производили «Тигуаны», «Рапиды», «Поло». Полный цикл сборки.

Из явных плюсов для сотрудников я бы назвал соцпрограммы, бесплатное питание, полис ДМС – вопросы по всяким болячкам решаются в один момент, не надо идти в свою больницу и сидеть в очередях.

Последние годы работа на заводе шла не всегда по графику. В пандемию мы выходили по 3–4 дня в неделю, потом всю страну посадили на карантин, мы тоже были дома минимум месяц.

Спустя время работа пошла. Перед февралем 2022 года у нас даже открывали третью смену, правда, не полноценную – вспомогательную, но объем работы был хороший.

Скажу так: кто хотел работать, тот всегда мог хорошо зарабатывать – на заводе такая возможность была.

Спецоперация началась – и все. Встали. Это произошло очень быстро. Просто внезапно закончились детали, а у нас даже если маленький болтик заканчивается – деталь не привезли вовремя, то вся линия останавливается. Эта модель просто не может дальше собираться.

Помню, 10 или 11 марта был последний рабочий день. Мы выработали детали и ушли в простой.

Поначалу было страшно: неизвестность, а теперь почти год сидим, как-то свыклись немного. Привыкаешь со временем к такому положению: тревоги меньше, просто ждешь решения.

Если говорить о себе, то я вижу в этой ситуации и плюсы, и минусы. Мы сейчас в простое, но деньги нам выплачивают. У нас была оплата 100% от среднего заработка, считалось как простой по вине работодателя. С декабря 2022 года эту систему изменили.

Теперь оплачивают от средней зарплаты 2/3. Если ты работал хорошо, то, в принципе, особо не потерял, а тот, кто часто болел, в деньгах потерял очень сильно.

Когда я остался дома, то в первую очередь взялся делать ремонт у себя в квартире. Это плюс для меня: когда работал, было не до ремонта. Мы даже с коллегами шутили, что оставалось только раскладушку на завод принести и спать там же.

Отремонтировал квартиру – нашел себе неофициальную подработку водителем на доставке: развожу обеды по офисам, организациям.

Меня это устраивает. Учитывая общий доход, нормально. Уже полгода там работаю. В этом тоже плюс. Я по-прежнему закрываю свои кредиты и теперь еще делаю ремонт знакомым.

Калым всегда бывает, грех жаловаться на это. Да и жена знает, что деньги домой принесу. Она во мне уверена.

У нас, кстати, многие нашли себе вторую работу. Есть и те, кто просто дома сидит, хотя у них и кредиты, и ипотеки.

Я не могу сидеть. Ремонт закончил, а пока искал работу, недели 2–3 не знал, куда себя деть. Натура, наверное, такая.

Как и коллеги, жду, что, может, производство откроется. Слухи идут, что вроде бы завод перекупили. Но пока официальной информации нет.

Не знаю, чего ждать дальше, надеюсь, что сокращений не будет. В Калуге Volkswagen – одно из самых стабильных предприятий, – задумчиво говорит Евгений.

Наталья Кузнецова. Завод «ПСМА Рус»

– Я пришла работать на завод «ПСМА Рус» в конце 2012 года, когда были массовые наборы, – рассказывает калужанка. – Для меня была важна именно материальная сторона. Я живу не в городе, а в поселке Калужской области. Здесь работы нет. Стабильность на иностранном предприятии сыграла большую роль.

Объявления о наборе сотрудников тогда были везде: их печатали в газетах, развешивали в магазинах, работало и сарафанное радио: знакомые рассказывали. Я заполнила анкету, мне сразу же позвонили.

Устроилась оператором в цех покраски. Работа ответственная: проверяла на выходе качество сварки, покраски – результаты работы всех постов.

Застала японское руководство, французское. Порадовала их ментальность: это совершенно другие люди.

Был случай. У нас пошел запуск в производство нового автомобиля, делали тестовые кузова. Японское руководство присутствовало, контролировало работу на линии. Одна сотрудница со всей силы открывает дверь автомобиля, та с грохотом ударяется о линию: не в утиль, но повреждена была очень сильно.

Руководитель очень корректно, так лояльно ее успокоил: «Все окей, окей». Повышать голос – что вы, у них так не принято.

Иностранное руководство уехало в первый год, осталось наше.

Завод работал в две смены. Если я в первую – это в четыре утра вставать, в пять выезжать, с шести уже на линии. На тебе тяжелые ботинки, спецодежда, маска. Вокруг очень яркий свет: везде мощные лампы, сильное напряжение для глаз.

Да, работа физически тяжелая, но платили хорошо. На заводе есть и соцподдержка для сотрудников, полис ДМС, бесплатные обеды в столовой.

В договоре заводом прописаны детские дни: раз в год родителям, имеющим детей до 14 лет, давались два оплачиваемых дня, чтобы с ребенком куда-то сходить. «Вредность» присвоили не так давно, года три-четыре назад, а это дополнительные семь дней к отпуску.

Завод работал стабильно, скажу больше, у нас вырос план, приступали к запуску нового проекта. Планировали с нового 2022 года ударно работать. Потом начались проблемы с комплектующими. С апреля уже встал весь завод. Нас посадили на 2/3 от среднего заработка.

Первое время дома я отсыпалась. Из-за сменного графика у меня был хронический недосып.

Я замужем, двое детей. Младшей дочке 14 лет, а старшая уже самостоятельная: и учится, и работает. В привычном ритме жизни младшую я практически не видела. Она с восьми лет сама просыпалась в школу, уходила и приходила. Дома у меня постоянно была накопленная стирка, уборка. На себя времени не было совсем.

Когда я оказалась дома, то поняла, что могу не спеша делать свои дела. Если до лета ничего не изменится, то, может, и к родным в Архангельск съезжу. Почему бы не воспользоваться моментом.

По поводу супруга – ему на руку сыграло то, что я дома. Он пришел – ему подали горячий обед, а не как раньше: оба приходим с работы и в четыре руки готовим. Любому мужчине это будет приятно: дома убрано, жена отдохнувшая, улыбается.

Недавно, в январе, на заводе провели собрание с гендиректором, где сообщили, что у нас теперь будет другая оплата. Будем получать 2/3 не от среднего дохода за эти годы, а от оклада. Это на порядок меньше. В моем случае тысяч на 10–12.

На заводе много семей, в которых и муж, и жена работают. То есть трудности с зарплатой теперь у обоих. Есть и такие, где работают мама, папа и сын с невесткой.

Мой муж тоже сотрудник «ПСМА Рус», техник по роботам. Его 2/3, конечно, побольше. За счет этого еще держимся.

В целом на сложившуюся ситуацию коллеги реагируют по-разному. Многие теряются, потому что прогнозов нам руководство не дает, ничего не говорят о перспективах – полная неизвестность. Такое чемоданное настроение многих угнетает.

Работая на предприятии 10 лет, мы пережили все, включая кризисы, но такого, как сейчас, еще не было.

Многие с такой надеждой однажды схватились за эту работу. Если не найдется выход из ситуации и завод окончательно закроется, колоссальное количество людей останется без рабочих мест, – с волнением завершает Наталья.

«Зачем о таком рассказывать?»

В городе, где примерно каждый пятый – сотрудник иностранного предприятия, найти героев для этого текста было нетрудно. Очень непросто оказалось найти тех, кто согласится говорить открыто.

Не так давно сотрудник службы доставки продуктов питания оказался со мной в одном лифте. Отмечу, что лифт этот проблемный, вот и в этот раз ехал, издавая настораживающие звуки. Курьер сходу выдал: «Проблема в том-то». Назвал какой-то специальный термин.

Я, конечно, поинтересовалась, откуда такие знания. «Я раньше работал наладчиком прессов автоматов», – ответил курьер.

Оказалось, что Алексей – так представился мужчина – тоже бывший сотрудник иностранного предприятия, ушедшего в простой. Сказал, что теперь работает курьером. Оставил свой телефон, если вдруг я захочу сделать с ним интервью. Когда я обратилась к нему, готовя этот материал, комментировать что-либо Алексей отказался.

Хороший знакомый, еще один сотрудник «Фольксвагена», неожиданно эмоционально ответил: «Я не буду на такие вопросы отвечать. Зачем о таком рассказывать? И никто тебе об этом не расскажет. Мы все хотим здесь еще работать».

Бывший одноклассник, сотрудник «ПСМА Рус» ответил: «Прости, комментировать ничего не могу, я не рядовой работник, мы подписывали бумагу о неразглашении».

Другой калужанин, молодой отец двух дочек-погодок, в личном разговоре сказал: «Финансово я почти не пострадал. Полгода просто дома сидел, дочками занимался. Потом калымить стал. Но, конечно, хочется на наш завод вернуться».

Слухи или есть основания?

6 февраля 2023 года издание «Коммерсантъ» сообщило, что «Фольксваген» может купить инвестиционная компания АФК «Система», в планах которой сохранить производство автомобилей или же ввести близкую к ним модельную линейку.

Под конец очередного рабочего дня я заглянула на завод «Фольксваген». На удивление отметила, что длинная парковка вдоль территории завода вовсе не пустовала. По примерным подсчетам, там стояло не менее 50 автомобилей.

На внутренней площадке предприятия, закрытой пропускным пунктом, можно было разглядеть еще около 10–15 автомобилей, на территории было не безлюдно. Все выглядело достаточно оживленно для вечера рабочего дня на предприятии, остановившем свое производство.

Мне удалось пройти в одно из строений, предваряющих основные производственные помещения. Навстречу уже спешил мужчина в верхней одежде, представился: Андрей – руководитель отдела защиты ресурсов и безопасности на предприятии. Рассказывать что-либо он сразу отказался, вежливо уточнив:

Если вы хотите что-то узнать, обратитесь в пресс-службу. Иного пути нет, действуем по инструкции. Я отвечаю только за свой участок работы, а общей информацией располагают в офисе в Москве. Мы цех – производство.

– Расскажите, какие новости на заводе? Есть ли какие-то изменения за последние месяцы?

– Сидим, работаем.

– Я думала рабочие на завод не приходят.

– Нет, почему, по-разному. Это вам в пресс-службе скажут.

– Машин, смотрю, на парковке много стоит, думала, пусто будет.

– Нет, компания жива,коротко ответил собеседник и вежливо проводил меня к выходу.

«Мы постоянно следим за ситуацией и рассматриваем различные сценарии дальнейшего развития событий, – позже ответила нам представитель внешнего пресс-офиса Volkswagen Group Rus в Москве Каролина Деменко. – Один из возможных вариантов – это продажа активов «Фольксваген Груп Рус» третьей стороне. Тем не менее никакого решения по этому поводу не принято».

Работать будет негде?

Нельзя сказать, что с уходом иностранных предприятий калужане вовсе останутся без работы. В регионе более 120 производств открылись лишь за последние 15 лет, но есть и старейшие: Калужский электромеханический завод, «Ремпутьмаш», «Калугаприбор» и так далее.

Так, на знаковом для города Калужском турбинном заводе нам сообщили, что с февраля 2022-го по настоящее время к ним устроились около 40 сотрудников рабочих специальностей, которые ранее работали в иностранных компаниях.

– Мы видим их максимальную вовлеченность в процесс и желание учиться и осваивать наше сложное производство, – комментирует директор по персоналу Калужского турбинного завода Татьяна Витебская. – Если у рабочего не было опыта на нашем или аналогичном производстве, мы принимаем его в штат учеником. Подчеркиваем, сотрудник получает новую конкурентоспособную профессию.

Мы готовы трудоустроить еще более 100 человек, как профессионалов, так и учеников. Наиболее востребованы: токари, сверловщики, фрезеровщики, сварщики.

С инженерами и менеджерами иностранных производств все проще, мы принимаем такого сотрудника без переподготовки, – подчеркивает руководство Турбинки.

Однако мне работники «Фольксвагена» признавались, что переходить на другие заводы они не спешат, потому что, по их словам, уровень зарплаты там на порядок ниже, нет многих соцгарантий, которые предоставлялись на иностранных предприятиях. Да и сами калужские заводы даже при наличии 200 вакансий вряд ли смогут обеспечить работой тысячи нуждающихся.

Мы обратились в администрацию губернатора Калужской области с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию с простоем.

– На сегодняшний день общее количество вакансий в организациях Калужской области составляет 10 708 единиц, – сообщает правительство региона. – В целях контроля на региональном рынке труда служба занятости осуществляет регулярный мониторинг, направленный на предупреждение массовой безработицы среди высвобождаемых работников.

За каждой организацией закреплен куратор из числа представителей органов службы занятости для взаимодействия с организациями, работники которых находятся под угрозой увольнения. Приоритетным предложением для таких работников являются вакансии промышленных предприятий.

В текущем году на территории области предприятиям, предлагающим временные и общественные работы гражданам, находящимся под риском увольнения (включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ), будут частично возмещать затраты на оплату труда.

Что дальше

В 2020 году губернатор Калужской области Владислав Шапша отмечал: «Предприятие производит шестую часть всей промышленной продукции. За годы работы на территории области «Фольксваген Груп Рус» перечислил в консолидированный бюджет региона 21,5 млрд рублей. С 2007 года «Фольксваген» – локомотив экономики Калужской области. Обеспечивает занятость и достойные зарплаты для более чем 4000 калужан. Максимальная производственная мощность калужского «Фольксвагена» составляет 225 000 автомобилей в год».

В конце декабря 2022 года калужан взволновала новость о том, что на заводе Volvo сменилась вывеска. Правительство региона пояснило, что 20 декабря у предприятия официально сменилось название. Завод по производству грузовиков Volvo и Renault в Калуге теперь называется АО «Стоков Машинное Оборудование».

О будущем «ПСМА Рус», как и судьбах его сотрудников, пока известно меньше всего.

В понедельник, 20 февраля 2023 года, губернатор Калужской области Владислав Шапша сделал внезапное заявление: «В настоящее время руководители всех автомобильных заводов региона ведут переговоры о начале производства. Этот год должен стать переломным в перезапуске автопроизводителей».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version