Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

8-800-2000-122: зачем знать этот номер?

Девочка-подросток 11-15 лет из неполной семьи, испытывающая трудности с социальной адаптацией – портрет среднестатистического ребенка, обращающегося за помощью по детскому телефону доверия

17 мая отмечается День детского телефона доверия. Этой дате была посвящена пресс-конференция в международном пресс-центре РИА Новости, в которой приняли участие эксперты по работе с детьми, социологи и психологи. За два с лишним года на детский телефон доверия по России всего было получено более двух млн звонков.

В России работает единый номер – 8-800-2000-122, на который можно бесплатно позвонить из любого населенного пункта со стационарного или мобильного телефона. К службе экстренной психологической помощи подключено 232 организации во всех субъектах федерации, почти в половине из них номер работает круглосуточно. Появилась эта служба в 2010 году по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия – это анонимная служба и звонящий не обязан себя раскрывать.

Вообще инициатива отмечания этого дня принадлежит Children Helpline International, – международной ассоциации детских телефонов доверия. Она официально признана Комитетом по правам ребенка ООН и включает в себя организации более 150 стран мира. С 2007 года Россию в этой ассоциации представляет Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета Олеся Вихристюк рассказала, что в Москве ежемесячно на этот номер поступает около четырех тысяч звонков, причем эксперты прогнозируют увеличение числа звонков за счет появления новых каналов. «Основная наша аудитория – подростки 12-18 лет, – сказала Вихристюк. – Каждый четвертый звонок связан с проблемой взаимоотношений со сверстниками, конфликтами, изоляцией в неформальной группе сверстников или в школьном коллективе, агрессивным поведением со стороны сверстников, избиениями, травлей, унижениями, которым в школе подвергаются даже дети 8-10 лет. Другой не менее важной проблемой подростков являются взаимоотношения с родителями. Таких звонков поступает около 15 процентов. И в основном эти проблемы выражаются в конфликтах, претензиях, завышенных требованиях взрослых, отказе выполнять детские желания, насилии. Достаточно большой спектр звонков связан с возникающими у подростков трудностями в учебе, с отсутствием учебной мотивации, конфликтами с педагогами, переживаниями по поводу предстоящих экзаменов. Около трех процентов звонков психологи квалифицируют как кризисные обращения: неразделенная любовь, одиночество, утрата смысла жизни, серьезные конфликты. Особая категория – звонки, связанные с суицидальными намерениями. В среднем одна служба по Москве получает шесть таких звонков в месяц».

Вихристюк рассказала историю о звонке 16-летней девушки, неожиданно узнавшей о беременности и не исключавшей мыслей о суициде. После разговора с психологом она решилась рассказать о своем положении маме. «Преимущество телефона доверия – доступность, экстренность и анонимность, – подчеркнула Вихристюк. – Звонящий не оставляет информацию о себе, у нас нет определителя номера и мы не можем следить за ситуацией. В случае с нашей героиней исход был нам не ясен. Однако год спустя девушка сама перезвонила нам, благодарила и сообщила, что благополучно родила и теперь растит дочь. Исход для нас положительный».

Также Олеся Вихристюк сказала, что основной задачей психолога является поддержка ребенка в кризисной ситуации, снятие эмоционального напряжения, осознание ребенком новых возможностей для преодоления трудностей. «Но иногда помощь психолога выходит за рамки телефонного консультирования, – добавила Вихристюк. – Например, когда ребенок ушел из дома и отказывается вернуться. Если психологу в разговоре не удается уговорить его самостоятельно вернуться домой, но при этом ребенок сообщил о своем местоположении, тогда психолог может обратиться в экстренную службу помощи детям и забрать ребенка с улицы, то есть, обеспечить ему физическую безопасность».

Девочка-подросток 11-15 лет из неполной семьи, испытывающая трудности с социальной адаптацией. Вот портрет среднестатистического ребенка, обращающегося за помощью по телефону доверия. Но, по словам руководителя Центра экстренной психологической помощи, аудитория звонков не ограничивается детьми. Поступают звонки и от близких родственников подростков.

Как рассказала на пресс-конференции в Москве председатель правления Фонда поддержки детей Марина Гордеева, за два с лишним года на этот телефон было получено более двух миллионов звонков: «Чаще всего за помощью к психологам обращаются люди из районов, а не городов, то есть оттуда, где нет иных возможностей решения психологических проблем. В начале проекта были сомнения: зачем еще один телефон, если есть иные номера психологических служб? Но за время его работы все сомнения развеялись. Стало очевидно, что он является одним из инструментов оказания экстренной психологической помощи детям и их родителям».

Очень важным моментом, по мнению Марины Гордеевой, является проблема круглосуточного режима работы телефона: «По статистике в менее чем половине субъектов федерации этот номер работает круглосуточно. Хотя именно вечером усиливаются страхи детей, то есть тогда, когда они находятся вне школы».

Фактором, препятствующим работе телефона, Гордеева также назвала родителей, среди которых бытует предубеждение, что их дети не готовы обсуждать свои проблемы с психологами, и что общение с психологом лишь приведет к утрате родительского авторитета.

«Непонятно откуда взялись эти клише, – сказала Гордеева. – Скорее такая родительская позиция косвенно свидетельствует о нездоровой ситуации в семье и об опасениях родителей, что какие-то внутрисемейные проблемы могут выйти наружу. Мы считаем, что информационные кампании на федеральном и региональном уровне должны разъяснить родителям, что телефон доверия – не угроза, а помощь и поддержка».

В этом году Международный день телефона доверия отмечают в 75 субъектах Российской Федерации, рассказала председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Марина Егорова. «Ежегодно, – добавила она, – мы формулируем девиз. Девиз 2013 года – «На пути к объединению семьи», поэтому особенностью этого года станет более активная работа с родителями. Нам важно подчеркнуть роль телефона доверия в нормализации детско-родительских отношений и решении семейных проблем».

Марина Егорова также рассказала, что в некоторых регионах (Курская, Ульяновская, Кемеровская, Костромская области, республика Карелия) пройдут родительские собрания на тему «17 мая день телефона доверия, или что объединяет семью». Цель – мотивировать жителей пользоваться этой службой.

Одновременно во всех школах и прочих образовательных учреждениях России 17 мая объявлена минута телефона доверия. Ровно в 11 часов на одну минуту дети перестанут учиться и от своих педагогов узнают о детском телефоне доверия. Запланированы социальные исследования на тему «Что я знаю о телефоне доверия?». В ряде городов будут организованы игровые площадки на тему «Мир начинается в семье», пройдут круглые столы и встречи с полномочными представителями по правам ребенка, а также будут проведены конкурсы рекламных плакатов и листовок, пройдут флэшмобы и будут раздаваться календари и буклеты с номером телефона доверия. В Хабаровском крае выйдет телевизионная программа «Совершенно не секретно». В Республике Коми на улицах городов будут предлагать внести номер 8-800-2000-122 в телефонную книгу мобильного телефона.

В 2012 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, по результатам которого выяснилось, что хотя о существовании телефона доверия знают 79% детей, мало кто из них может назвать номер. Десять цифр – это слишком много для ребенка, а тетрадь, в которую записан номер не всегда может оказаться под рукой, полагает Елена Михайлова, директор по качественным исследованиям ВЦИОМ. Поэтому одной из важнейших задач она считает переход на трехзначный номер.

«Согласно опросам, дети убеждены, что по телефону доверия нужно звонить только тогда, когда возникают конфликты с родителями, – добавила Михайлова. – Эксперты же убеждены, что необходимо детально разъяснять детям: роль телефона доверия значительно шире. Можно туда звонить в случае проблем с употреблением наркотиков, в случае сексуального насилия… Почему дети боятся звонить? Обычно такими барьерами является стеснительность, замкнутость и страх, что узнают родители или о звонке сообщат в школу. Родители должны формировать доверие ребенка к психологической помощи. Но зачастую именно они считают службу телефона доверия неким контролирующим органом. Это, конечно же, следствие некорректных сообщений в прессе».

Представитель ВЦИОМ убеждена, что не менее важно повышать квалификацию сотрудников службы, ведь у детей появляются новые вопросы, процесс динамичен. На сегодня подготовкой такого рода специалистов занимается всего четыре вуза на всю страну.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?