Православный портал о благотворительности

Святая Татьяна и политкорректность

Святая Татьяна, совсем юная девушка, понимала, где можно уступить, а где нет, и когда терпимость и уступка, может быть даже внешнее проявление уважения, будут – по своему внутреннему смыслу – самым настоящим предательством

Святую Татьяну не заставляли отказываться от Христа. Ей только предлагали признать вместе со Христом еще пару-тройку других богов. А она отказалась. Почему?

Отвечает настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский.

– Святую Татьяну (память 25 января) все знают как мученицу и считают, что ее подвиг – в страдании и терпении страшных мук. Но ведь и нехристиане терпят страдания ради своих идей, выдерживают мучения с честью. 

Если человек верен своим убеждениям и не отрекается от них даже перед лицом смерти – это всегда достойно уважения.

Святой Татьяне, жившей в третьем веке нашей эры в Риме, предложили поклониться языческим идолам как богам, то есть признать, что, кроме Бога христиан, есть и разные другие боги. Многобожие было государственной религией, то есть человек, не признававший многобожия, считался неблагонадежным гражданином.

Святая Татьяна все это понимала, но ее вера во Христа – единого Бога – оказалась сильнее опасений быть обвиненной в гражданской неблагонадежности. И даже под пытками она не отреклась от такой веры. Ее подвиг – в том, что она осталась верна Христу, не изменила Ему (да и себе), несмотря на боль и страх смерти.

Усекновение главы мученицы Татианы. Миниатюра из минология Василия Второго, 985 г.
Усекновение главы мученицы Татианы. Миниатюра из Минология Василия II, 985 г. Изображение с сайта wikipedia.org

Нельзя верить одновременно во Христа и Аполлона или Ярилу, как порой предлагалось христианским мученикам. А ведь сегодня такой «плюрализм» даже у людей, искренне считающих себя православными, не редкость: человек может и в церковь ходить, и к «целителю», и все в его голове как-то умещается. Или, оставаясь в браке, встречаться с кем-то еще. Понимаете? Встречаться с кем-то еще – это уже неверность в браке.

Сейчас в России никто не требует от христианина отказаться от Христа или поклониться другим богам, но у нас перед глазами Ближний Восток, и мы видим, что вопросы верности Богу и выбор между отречением от своей веры и смертью – реальность. И так же реальны и страшны страдания людей, которых сегодня ставят перед этим выбором, как поставили святую Татьяну.

Если снять внешний антураж и посмотреть на духовную основу нашего времени, мы увидим, что человеческие заблуждения не отличаются от тех, которые были в древнем Риме.

Эти заблуждения и есть идолы, которым поклоняется человек и ради которых живет.

Например, деньги или гордость, когда человек жаждет власти, престижа, славы и успеха, при этом считает себя вполне добропорядочным, а то и благочестивым. Или разновидности чревоугодия – наркомания и алкоголизм. Это банальность, да, но, увы, это все те же идолы, они не изменились с древнеримских времен.

Рядом с ними я бы поставил стремление к виртуализации жизни, когда человек ментально переселяется в виртуальный мир, и в этом, можно сказать, реализует собой метафору «выйти из себя», «быть вне себя», стать кем-то, кем в действительности не является, просто нажав пару клавиш, и в этом теряет всякую связь с реальностью, с собственной душой, с Богом.

Встречается и поклонение науке, искусству, гуманистическим принципам. Даже служение народу и государству, если оно не одухотворено любовью к Богу, рискует стать идолопоклонством. Так что мы, как и римляне, живем в мире, полном идолов и идолопоклонников.

Настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. Фото: Нина Зотина/РИА Новости

– Но ведь нужно быть терпимым к каким-то проявлениям другого человека, пусть и чуждым тебе самому?

– Сегодня с этим нужно быть очень осторожным.

Не составит большого труда увидеть, что такие замечательные понятия, как либерализм, толерантность, политкорректность, плюрализм, права человека превращаются в обезбоженном мышлении в изощренный механизм манипуляции.

Отстаивание права на бесстыдство и бесчестие ведет к не менее страшным последствиям, нежели тоталитарные режимы прошлого. Манипуляции этими понятиями меняют нравственный код человека. Увы, современная культура во многом строится именно на этом. Меняется вся оптика человека, зрение становится нечетким, а реальность искаженной. Мы уходим от реальности, как блудный сын, «на сторону далече».

Святые отцы, которые были подлинными человековедами, хорошо знали, что страсть, грех прежде всего истребляют в человеке чувство реальности – той реальности, в которой Господь назначил нам жить.

Нам кажется, что мы следуем стандартам, в которых защищаются права человека, свобода, уважение к другому во всех его проявлениях, а на деле мы лишаем себя возможности назвать зло злом, а правду правдой.

Мы получаем тревогу и щемящий страх вместо свободы, уныние вместо творческого вдохновения, предрассудки и невежество вместо познания красоты мира и правды Божией.
В сверхлиберальном сообществе мы остаемся рабами стандартов жизни, которые навязали сами себе, и тех земных страстей, которым добровольно пожертвовали собой.

И вот святая Татьяна, совсем юная девушка, понимала, где можно уступить, а где нет, и когда терпимость и уступка, может быть даже внешнее проявление уважения, будут – по своему внутреннему смыслу – самым настоящим предательством. Она не потеряла четкости зрения, сумела отличить истинное от ложного и остаться верна Истине до конца.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version