Православный портал о благотворительности

Страх неравенства: случай в самарской школе

В самарской школе детей разделили на «бедных» и «богатых», что вызвало общественный резонанс. Специалисты считают, что это первый «тревожный звонок», и учителя должны быть готовы к вызовам времени

Фото: Алексей Куденко /РИА Новости

В самарской школе разгорелся скандал: родители были возмущены рассадкой детей в столовой, когда льготников и малоимущих отделили от остальных, и усадили за особые столы. Что это было? Рациональный подход к удобству обслуживания, или  – действительно –  демонстрация социального неравенства? Мнения расходятся. Однако специалисты сходятся в одном: педагоги должны  с предельной осторожностью подходить к решению даже  самых банальных бытовых вопросов, чтобы не провоцировать вражду между детьми.

Ситуацию в самарской школе предали гласности родители учеников. Они обратились к местным властям и начали сбор подписей на портале Change.org, требуя устранить разделение  по имущественному признаку.

История конфликта

«Мой ребенок, как некоторые другие дети в нашем классе, имеет право на бесплатное питание в данной школе. Дети учатся во вторую смену и едят только один раз.  Несмотря на то, что питание для наших детей должно быть бесплатно, мы, родители-льготники доплачиваем 484 рубля ежемесячно. Однако в нашей школе возник конфликт по поводу организации и предоставления льготного питания.

Дело в том, что дети в классе разделены по столам по платежному признаку. Более того, у них разное меню. То есть у «платников» оно всегда полноценное и состоит из двух блюд и напитка. «Бесплатникам» подаются иные блюда, в основном каши, например, с колбасой (суп вообще не дают)»,  –  пишет Ольга П., мама ученика самарской школы № 24 в петиции, добавляя, что дети «уже не хотят есть в столовой – это умаляет их достоинство».

Самым унизительным в данной ситуации родители считают разделение детей «на два лагеря» (из-за чего уже начали происходить некоторые конфликтные  – с психологической точки зрения –  ситуации).

Фото: ljleaks.ru

Что же действительно произошло?

Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) провели проверку этих заявлений и убедились, что в школе № 24 с 11 января школьники, имеющие социальные льготы, едят за отдельным столом и получают другой рацион. Для разрешения конфликтной ситуации представители администрации города и активисты ОНФ встретились с родителями детей и руководством школы.

Выяснилось, что из-за ошибки организации питания льготники ели завтрак, который им предоставляется бесплатно, а «платники» в это же время получали обед. Детей посадили отдельно, просто чтобы не путать тарелки,  –  то есть сугубо из рационально-организационных соображений.

«Это организационный сбой, связанный с тем, что и завтрак, и обед совместили. Вот, конечно, по результатам мы вынесем дисциплинарное взыскание специалисту, который отвечает за питание. Потому что этого делать нельзя!»  – цитируют СМИ первого замглавы городского округа Самары Виктора Кудряшова. Сейчас, по данным СМИ, в школе уже исправили ситуацию, детей уже не делят, и кормят одинаково.

Мнение родителей: за и против

Все ли родители поддерживают возмущение самарских мам и пап? Ситуация бурно обсуждается в интернете, в соцсетях.

«В большинстве школ практикуется отсаживать детей из малообеспеченных семей отдельно от остальных детей при раздаче питания в школьных столовых. При этом дается так же и разное меню, явно не в пользу льготников, большинство из которых доплачивает за питание в школе от 15 рублей в день, чтобы их дети тоже могли получать пюре с котлетой и компот, а не кашу с соевой колбасой»,  – рассказывает Оксана, одна из участниц сетевой дискуссии.

Фото с сайта lsm.lv

«У старшего в школе несколько детей богатых родителей ходят в ближайший ресторан обедать. После уроков, у них есть полчаса перед другими занятиями. Все остальные едят в столовой (кстати, у нас она отличная) или приносят из дома. Но при этом никакого неравенства дети не ощущают»,  –  так считает Марина.

С ней несогласна Светлана: «С питанием «бесплатников» так и есть: их сажают за отдельный стол и кормят другим, порция меньше. Мне предлагали доплачивать, я отказалась. Доплата идет за булочку, печенье – зачем так сделали, совершенно непонятно! Дети чувствуют себя (мне так кажется) ущемленными».

Талон как гарантия равенства

Фото c сайта kasjauns.lv

А вот мэр латвийской столицы Нил Ушаков довольно изящно решил подобную проблему. С 1 января 2016 года во всех столовых всех рижских школ расплатиться за обед можно будет не только наличными, но и школьным специальным  э-талоном ( ранее г-н Ушаков ввел такие же талоны для оплаты общественного транспорта всеми категориями льготников).

Одновременно для всех детей из нуждающихся или малообеспеченных семей в Риге будут введены бесплатные обеды. Нил Ушаков поясняет, что раньше не было технической возможности предоставить детям из неблагополучных семей бесплатные обеды так, чтобы их одноклассники этого не заметили. С появлением талонов это стало возможно.

Было бы неплохо, если бы и наши власти задумывались о том, как сохранить равенство между детьми.

 Школа отражает общественные проблемы

Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»Фото c сайта sur.ru

«Если в обществе наблюдается ошеломительный разрыв между доходами богатых и бедных, это так или иначе сказывается на школе. Скорее, правда, это происходит вокруг школы, а не в обыденной школьной жизни. Ситуация в Самаре, где решили отсаживать детей-бесплатников, характерна для нынешнего экономического положения, но морально это абсолютно неприемлемо»,  – убежден Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».

Дмитрий Рогозин, декан факультета социологии и политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат социологических наук.Фото c сайта hse.ru

«Социальное неравенство было всегда, иначе бы мы, социологи, его не изучали, – говорит Дмитрий Рогозин, декан факультета социологии и политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат социологических наук. Но сказать, что оно стало больше просматриваться, я не могу».

Что касается истории в самарской школе, то, считает Дмитрий Рогозин, налицо «управленческая глупость»: «Так распорядились, но не из тех побуждений, чтобы завысить одних и занизить других. А по глупости. А родители сейчас активны и подняли шумиху. Мне кажется, она не обоснована».

Образование как социальный лифт

Нерв неравенства проходит не там, где кажется родителям, не внутри одной школы. Дети из дети разных социальных слоев учатся в разных школах.

«Общая картина,  –  отмечает Андрей Демидов, заключается в том, что богатые, обеспеченные граждане отдают своих детей не совсем в те школы, куда ходят дети из обычных семей. «Понятно, что хотя формально все наши школы равны, то на самом деле во многие попасть трудно. Есть  и определенный сегмент частных школ. А это хорошее образование и хороший языковой уровень, а знание иностранных языков – обязательный джентльменский набор любого абитуриента». В целом, говорит Андрей Демидов, в таких частных школах учится около 10 процентов детей.

«Сегментация быстро прошла по разным школам и классам,  –  соглашается и Дмитрий Рогозин. – Богатые дети пошли в лучшие школы. Такие школы набирают, конечно, и бюджетных детей, но их там мало. Зато такие ребята свой статус добирают знаниями, ведь попадают они туда благодаря мозгам, а не деньгам. Вообще, социальный статус не делится на отдельные категории, это индексная категория: не деньги – так голова. Поэтому в целом такого ущемления прав малообеспеченных не происходит».

И действительно, успехи детей в значительной степени отражают социальный капитал их родителей – как отмечает Андрей Демидов,  и это не обязательно деньги: «в семьях интеллигентов денег может быть мало, но зато есть практики и традиции успешной внутрисемейной образовательной подготовки».

Но вот что делать детям из малообеспеченных семей, из неблагополучных семей? «Образуется гетто, которое растет из года в год,  –  отвечаетАндрей Демидов.  –  По последнему декабрьскому опросу ВЦИОМ порядка 30-40 процентов домохозяйств говорят, что им не хватает на еду и одежду. Это уже нищета. Там уже о репетиторах никакой речи не идет. Поэтому власти и обществу надо внимательно за этим наблюдать, иначе мы получим большую массу тех, кто недоволен, для которых захлопнулись двери социального лифта, и нет возможности идти дальше».

Говорить с детьми о роли денег

Евгения Щербинина, психолог фонда «Будущее сейчас»

Евгения Щербинина, психолог фонда «Будущее сейчас», отмечает, что школа  – это такое место, где много соревновательных моментов. «Детей делят на классы – и это уже соревнование». История с разделением столов в самарской школе, считает психолог, может подогреть уже, возможно, существующее неравенство среди учеников.

Фото с сайта leaky.ru

Что делать взрослым, чтобы не провоцировать неравенство в детском коллективе? Важно не сравнивать. «Ребенка нельзя с кем-то сравнивать. Его можно сравнивать только с самим собой: его поступок ранее – и сейчас», –советует Евгения Щербинина. А родители должны поговорить с ребенком о ценностях. Рассказать о роли денег, о том, правильно ли судить человека по тому, сколько у него денег. «Да, человек может чувствовать себя неуютно, если у него мало денег и возможностей. Но лучше подумать о том, в чем ты хорош, что в тебе есть ценного».

«Учителя должны добросовестно исполнять свои обязанности, чтобы ребенок вне зависимости от материальных условий семьи получил качественное образование, – убежден Андрей Демидов. – Понятно, что педагоги поставлены в такую ситуацию, когда, чтобы выжить, они должны давать много уроков. Поэтому некогда даже проводить дополнительные занятия с детьми. Мы, как профсоюз, уже ставим перед правительством вопрос об ограничении нагрузки учителей».

А еще, считает Андрей Демидов, не только родители, но и сами педагоги не должны быть терпимы к таким ситуациям, которые возникли в Самаре. «Любая попытка сегрегации  разрушает моральную и психологическую ситуацию в школе. Учителя должны этому противостоять и поднимать шум. Мы не только педагоги, но и воспитатели».

Кризис – обострение неравенства, или – равенство перед общей бедой?

«На мой взгляд, вообще сейчас неравенство в детских коллективах не так остро проявляется. А кризис, кстати, даже сыграл на пользу: все объединились перед общей грозой, бедой», – считает Евгения Щербинина.

А вот Дмитрий Рогозин полагает, что, наоборот, неравенство в кризис всегда обостряется. «В большей степени страдает средний класс и низшие слои. Различие между богатыми и бедными увеличивается. В итоге и конфликтность ситуации становится больше. Того, что мы позволяли себе раньше, мы не можем позволить себе сейчас. А когда человек чего-то лишается, это сильно задевает. Другое дело, что родители экономят на детях в последнюю очередь. Но уже заметно уменьшается количество платных дополнительных образовательных услуг». Социолог отмечает, что мы уже «зашли в зону турбулентности», и в 2017-2018 годах наши дети, наконец, могут ощутить и на себе нехватку денег в семье. Вот тогда негативные взаимоотношения в коллективах, в том числе и детских, могут обостриться.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version