Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Инклюзивные МХАТ, Щука и ГИТИС: особые актеры замахнулись на классику

У Треплева из «Чайки» нет кистей рук и ступней ног. Сваха из «Женитьбы» молча голосит всем телом. Влюбленный Хозе из «Кармен» ничего не видит и не слышит. И это органично!

Фото предоставлено пресс-службой фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

В Москве представили лабораторию инклюзивного театра «Со-единение». В ней участвуют три главные театральные школы столицы – профессиональные режиссеры и актеры вместе с людьми с особыми потребностями ищут новые формы существования на сцене

Эскизы с инклюзией

Инклюзивная театральная лаборатория, представленная 21 декабря в Театре наций, названа по имени фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Она объединяет три театральные школы — школу-студию МХАТ, институт им. Бориса Щукина, ГИТИС.

Режиссеры, педагоги и актеры в течение нескольких месяцев проводили инклюзивные тренинги и работали над эскизами спектаклей по мотивам классических произведений мировой литературы. В этих эскизах наряду с обычными актерами заняты люди с ограниченными возможностями здоровья — слепоглухие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ментальными особенностями.

Фото: vesti.ru

Дмитрий Поликанов, президент фонда «Со-единение», рассказал, что конечная цель проекта — создание профессиональной инклюзивной театральной школы.

«Многие слышали про спектакль «Прикасаемые», который поставил режиссер Руслан Маликов. Это документальный спектакль, основанный на событиях из жизни слепоглухих актеров, в какой-то степени его играть было проще. Мы решили пойти дальше и замахнуться на классику.

Мы надеемся, что в будущем году из эскизов получатся полноценные спектакли».

На начало 2017 года планируется и организация международного фестиваля инклюзивного искусства.

Слепоглухой Хозе

Фото Павла Смертина

Режиссер Михаил Борисов (институт имени Щукина) с актерами выбрали для постановки новеллу Проспера Мериме «Кармен». «Мы решили, что спектакль должен быть понятен широкому кругу зрителей. Нужно было сделать все так, чтобы никому не требовалось дополнительных объяснений, — рассказывает он. — Влюбленный Хозе, герой истории, ничего не видит и не слышит — и в этом ничего нет необычного, каждый из нас переживал такое. Поэтому у нас Хозе играет слепоглухой артист, вся пластическая история выстроена на него. Он чрезвычайно обаятельный».

Фото предоставлено пресс-службой фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

Михаил Борисов свидетельствует, что работа с актерами, у которых есть ограничения по здоровью, произвела на него неизгладимое впечатление: «Это мой первый опыт общения с такими особыми людьми.  Но, наверное, не особенных артистов и не бывает».

Режиссер говорит, что степень восприятия пожеланий и советов у необычных актеров такова, что это «напоминает пылесос». «Это настоящее обновление понимания театра для меня».

Тут должно быть смешно!

Фото Павла Смертина

Михаил Фейгин, представитель ГИТИСа: «Конечно, во время работы мы столкнулись с большим количеством проблем — не стану скрывать. Разноязыкость — вот главное препятствие. У нас в эскизе заняты слепоглухие, люди с ментальными нарушениями. Нужно было сделать так, чтобы мы все научились понимать друг друга, привести всех нас к общему знаменателю».

Фото предоставлено пресс-службой фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

В ГИТИСе выбрали для постановки «Женитьбу» Гоголя, «что само себе уже дерзко», как сказал режиссер. «Женитьба» — комедия, тут должно быть смешно. Зрители не должны сочувствовать актерам, например, тому, как им тяжело по сцене ходить. «Зритель идет получать удовольствие от гоголевского текста, от гоголевских ситуаций, от гоголевских персонажей».

По мнению Маихаила Фейгина, «Женитьба» хороша для инклюзивной постановки. «Мы все выросли из «Шинели» Гоголя, Акакий Акакиевич — человек, который принципиально отличается от своего окружения. И все персонажи «Женитьбы» — люди довольно странные, тоже с особенностями. Нашей команде показалось, что это по силам людям, которые впервые выходят на сцену».

«Я перестал различать, где актер обычный, а где — с особенностями»

Фото Павла Смертина

«У меня два полноценных ощущения от работы, — рассказал Михаил Мокеев, режиссер школы-студии МХАТ. — Во-первых, это большое удовольствие и внутренняя радость. А во-вторых, я перестал различать, где актер обычный, а где — с особенностями развития. Не вижу разницы, не понимаю— и это здорово».

Фото предоставлено пресс-службой фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»

МХАТовцы репетируют «Чайку» Антона Павловича Чехова. «У Чехова есть такая составляющая — в каждом персонаже есть внутренний человек, гармоничный, с высокими требованиями к жизни и к себе. Но есть  и внешний, который ограничен — бытом, деньгами, характером, телом. И этот диалог между внутренним и внешним человеком неожиданно реализовался, учитывая особенности необычных актеров», — говорит Михаил Мокеев.

По его словам, он никак не старался адаптировать себя под нужды непрофессиональных актеров. К тому же, режиссер также уверен, что решительно все актеры — с особенностями.

Театральная польза

Актеры с особенностями выступают в заглавных ролях — они не на вторых ролях и не просто статисты. «Мы ищем новый язык театра, — говорит Дмитрий Поликанов. — Мы хотим понять, как люди с помощью тех средств, которые им доступны, смогут выражать смыслы, заложенные автором в произведение». Экспрессия, выраженная иначе, действительно, дает возможность увидеть новый смысл тех произведений, к которым все уже привыкли.

Театральная инклюзия — это не арт-терапия. «Специалисты по арт-терапии говорят, что для зрители для нее не нужны, — говорит президент фонда «Со-единение». — У нас не этот случай. Элемент реабилитации есть, но при этом это самостоятельный творческий проект, который мог бы быть интересен всем».

Первый инклюзивный театральный проект «Со-единение» создается при поддержке Министерства культуры РФ и худрука Театра Наций Евгения Миронова. Партнеры проекта — Театр Наций школа-студия МХАТ, ГИТИС, театральный институт им. Бориса Щепкина, театр имени Ленсовета, МХТ им. А.П. Чехова, благотворительный фонд поддержки с особенностями развития «Я есть».

Инклюзивная театральная лаборатория — второй театральный проект фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». Успехом у зрителей и критиков уже давно пользуется спектакль «Прикасаемые», премьерные показы которого с участием Ингеборги Дапкунайте и Анатолия Белого прошли в апреле 2015 года. В основе постановки, идея которой принадлежит Евгению Миронову, лежат реальные истории людей с одновременным нарушением зрения и слуха. Спектакль «Прикасаемые» номинирован на премию «Золотая маска-2015».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?