Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Большинство российских НКО ни разу в жизни не проходили процедуру оценки эффективности своих программ, проектов или деятельности в целом. Во-первых, дорого, во-вторых, возникает внутреннее сопротивление.
«Мне кажется, оценка эффективности для НКО – в общем-то, страдание, – cчитает Елена Тополева, директор Агентства социальной информации и член Общественной палаты РФ. – Мы приходим в благотворительность с порывом сделать жизнь лучше, и для многих эта работа, даже не связанная с религией, становится служением. Не хватает людей, ресурсов, мы задерживаемся допоздна, работаем по выходным. Да, мы сами сделали этот выбор, но тратить еще массу времени на оценку эффективности? Мало того, что оценщик отвлекает тебя от работы – вдруг выяснится, что ты не очень эффективен и это сразу отбросит тебя назад? К тому же кто этот оценщик – мы не можем быть уверены, что он или она знает специфику нашей НКО и сумеет квалифицированно оценить».
К сожалению, оценка благотворительных организаций со стороны государства часто напоминает палочную систему, соглашается Наталья Костенко, заместитель председателя Комитета по контролю и регламенту Государственной Думы РФ: «Например, НКО отчитываются количеством звонков, поступивших на горячую линию, а не решением проблемы, что на самом деле привело бы к сокращению этих звонков».
Что дает оценка
Тем не менее, все эксперты в сфере третьего сектора – сами НКО, крупные компании-доноры, госструктуры – сходятся в том, что оценивать эффективность необходимо. Прежде всего, таким образом контролируется расход средств – ведь благотворительные организации тратят не свои деньги, а пожертвования, гранты бизнеса и государства. Кроме того, оценка помогает НКО улучшить работу.
Вот коротко опыт тех, кто делал внешнюю оценку всей организации или отдельных программ. Фонд «Виктория»: в результате оценки был переработан программный портфель, по-новому выстроили структуру и систему мониторинга как фонда, так и отдельных проектов. Фонд «АдВита»: при поддержке партнера, СПбГУ, провели оценку узнаваемости фонда и получили рекомендации, выяснили, что не хватает паллиативной поддержки, и по итогам оценки фонд открыл это востребованное направление. Фонд Тимченко: поменяли цель и стратегию развития; на основании оценки убедились, что не стоит бросать то, чем занимаемся в настоящий момент – была идея сконцентрировать усилия только на первичной профилактике сиротства, но убедились, что нет смысла это делать.
Воспринимайте оценку как банк лучших практик
Задача оценки – не выявить нарушения и наказать НКО, а повысить эффективность проектов, внедряя лучшие практики и рекомендации для повышения качества работы. В этом смысле очень полезный инструмент – бенчмаркинг, когда сравниваются проекты и деятельность организаций сходной тематики, действующих в одних и тех же регионах. Цель – выявить самые результативные управленческие механизмы, которые привели к наилучшему решению той или иной социальной задачи.
Фонд президентских грантов, в свою очередь, надеется накопить массив сравнительных данных, которые помогут улучшить работу НКО. «Фактически каждый платеж некоммерческой организации, получившей грант, фиксируется нашими аналитиками, – поясняет Игорь Соболев, советник генерального директора Фонда президентских грантов. – В общей системе отчета мы со временем получим серьезный массив сопоставимых оценок стоимости мероприятий, методик решения социальных проблем. Их можно будет сравнивать между собой с точки зрения сопоставления эффективности, соотношения затрат и результатов».
Участвуйте в публичных слушаниях
Мягкий вариант оценки – публичный отчет или презентация. Речь о площадках, на которых НКО презентуют проект, программу или рассказывают в целом о своей деятельности коллегам из других НКО, представителям благополучателей, госсектора и бизнеса. Такие площадки действуют под эгидой мэрии Москвы и Общественной палаты и позволяют НКО бесплатно получить обратную связь и обменяться полезными методиками и приемами.
«Мы пригласили самых смелых – общественные организации, которые согласились рассказать, какие методики они использовали в своих проектах, какими ресурсами смогли достичь эффекта, – говорит Александра Александрова, председатель, Комитет общественных связей города Москвы. – От аудитории на таких презентациях всегда очень много вопросов и дополнений: «Мы это делаем дешевле, у нас два тренера вместо десяти», «Сколько волонтеров вы привлекли? А мы больше, вот как нам это удалось» и так далее. Что еще важно, помимо обмена лучшими практиками, наша площадка помогает формировать культуру толерантного отношения к оценке самих НКО».
Используйте гибкий подход
Стандартный унифицированный подход в оценке НКО не работает. Допустим, ваша НКО и коллеги из другой благотворительной организации получили одинаковую субсидию из федерального бюджета. Обе НКО работают в одном направлении – помощь людям с ограниченными возможностями. Счетная палата проверяет, как тратятся деньги. Выясняется, что в одной НКО 25% уходит только на благотворительность, остальное – на содержание помещений, оборудование, зарплату, а в другой НКО картина обратная.
«Делать выводы, хорошо или плохо работает организация, только на основании этой информации мы не будем, – отмечает Валентина Широкова, помощник председателя Счетной палаты РФ. – Структура издержек на том или ином этапе выполнения проекта в разных НКО может быть разной. Например, если речь идет об организации приюта для бездомных, надо арендовать помещение, подготовить сотрудников, и тогда на первом этапе издержки на это будут превалировать. При проверках мы руководствуемся целями, задачами и результатами, заявленными в соглашении с НКО, поэтому важно, чтобы организация принимала в его разработке активное участие».
Опирайтесь на индивидуальные критерии
Еще один яркий пример – работа фандрайзингового фонда «Подари жизнь». Фонд – один из крупнейших в стране по объему привлекаемых средств на спасение детей, заболевших раком, но их все равно не хватает. Фонду приходится ежедневно делать непростой выбор – во что вложить деньги: помочь спасти конкретного ребенка или изменить систему, что, в свою очередь, даст шанс выжить многим детям.
«Этот выбор заставляет нас постоянно учиться, – говорит Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь». – На самом деле, нам приходится учиться не практике благотворительности, а практике организации здравоохранения. Например, если мы вложим деньги в дорогой новый препарат (а мы это делаем), то сможем повлиять на выживаемость группы больных на 5%. Как оказалось, если вложить деньги в нутритивную поддержку – наши больные по полгода, по году получают химиотерапию, им ничего не хочется есть, а больничная еда, даже самая хорошая, в лучшем случае меняется раз в две недели, и, конечно, ребенок от этого сходит с ума, недоедает – так вот, если вложить деньги в нутритивную поддержку, можно увеличить выживаемость на 20%. Это то, что мы делаем, и нам мало вложить деньги – надо обучить врачей, не только в Москве, но и в регионах, как этим пользоваться, какие есть протоколы, чтобы это пошло в провинцию, и не приходилось привозить истощенных детей сюда из Омска, например, чтобы здесь спасать от того, чего можно было бы не допустить. Я бы сказала, оценка – наша ежедневная жизнь, и критерии постоянно меняются, потому что мы все время гонимся за прогрессом».
Встраивайтесь в программы бизнеса и государства
Чтобы повысить эффективность проектов НКО, важно не рассматривать каждый из них изолированно, а стараться встраивать в более широкий контекст решения актуальных социальных задач – например, корпоративные программы крупного бизнеса и региональные госпрограммы в социальной сфере. «Мы видим, что у НКО есть зоны преимуществ, где они работают эффективнее, чем коммерческий сектор и в ряде случаев эффективнее, чем госучреждения, – поясняет Артем Шадрин, директор департамента стратегического развития и инноваций в Министерстве экономического развития. – Содействуя тому, чтобы некоммерческие проекты прижились именно в этих направлениях, мы тем самым повышаем общую результативность – третьего сектора, бизнеса и государства».
Завязывайте связи с чиновниками
Чем активнее вы поддерживаете отношения с госструктурами, тем проще вам, как НКО, взаимодействовать с государством на всех этапах – от получения грантов и прохождения проверок до совместных проектов. Например, фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» сам обратился в Счетную палату с просьбой проводить аудит своей деятельности – и уже четыре года сотрудники Счетной палаты занимаются этим на добровольной основе. «Нам импонирует то, как быстро фонд откликается на наши замечания и вопросы, – говорит Валентина Широкова. – Мы обсуждаем не только деньги, но и программы фонда, вносим свои предложения и чаще всего приходим к согласию. Будущее за такими формами работы».
Не экономьте на зарплате сотрудников
Пытаться минимизировать издержки проекта за счет заработной платы персонала – порочная практика, уверены эксперты. «Как правило, основное содержание некоммерческих проектов – как раз социальное обслуживание, то есть работа квалифицированных специалистов, поэтому высокая доля заработной платы в проекте вполне обоснована, – подчеркивает Артем Шадрин. – Если мы хотим привлечь в проект профессионалов с занятостью полный рабочий день, у них должна быть возможность получать достойную заработную плату. На мой взгляд, вводить в такой ситуации зарплату не выше средней по региону – значит, экономить копейки, и результат однозначно будет негативный».
Бонус
В будущем, по словам Игоря Соболева, планируется сразу закладывать оценку проекта в грантовую заявку и присуждать за это дополнительные баллы, а в случае самых дорогостоящих и долгосрочных проектов вводить обязательную внешнюю оценку. Все это позволит упростить работу НКО и привлекать больше пожертвований.