Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

7 cпособов облегчить поход в поликлинику ребенку с аутизмом (и любому ребенку)

Многие дети боятся врачей, но для аутичного малыша сам поход в поликлинику, не говоря об уколах и других процедурах, – сильнейший стресс. Два педиатра, Александр Сиволобов и Сергей Бутрий, рассказывают, как родители и врачи могут снизить тревогу у ребенка и заодно у себя

Сходите в поликлинику «на разведку»

Больше всего пациентов с РАС пугает незнакомое окружение, а вдобавок к нему – яркий свет, неизвестные и резкие звуки.

Педиатр Александр Сиволобов – не только врач, но и отец двух сыновей с аутизмом – советует сначала сходить в поликлинику просто так, осмотреться.

Можно дойти с малышом до здания, зайти внутрь, пройтись по коридорам или даже заглянуть в кабинет врача для знакомства.

Педиатр Сергей Бутрий предупреждает, что одному ребенку будет достаточно одного раза, а у кого-то на такие походы может уйти месяц и больше. «Провести осмотр или медицинские манипуляции с ребенком с РАС можно, либо держа его всемером, либо постепенно готовя к визиту к врачу, – говорит он. – Если ситуация не экстренная, скорой помощи не требуется, лучше пойти вторым путем, даже если это займет много времени».

Запишитесь к врачу без ребенка

Предупредите доктора о страхах и особенностях дочери или сына, подходящих методах поощрения и сфере интересов. Например, по словам доктора Сиволобова, его сыновья обожают метро и косаток. С помощью разговора на эти темы их легко расположить к себе.

Если предстоит забор крови, обсудите с врачом обезболивающий крем. С одобрения лечащего врача педиатр Сиволобов допускает использование, например, крема «Эмла» (только проследите, чтобы доктор заранее проверил, нет ли на него у ребенка аллергии). За 60 минут до взятия крови из вены (перед выходом из дома к врачу) можно смазать им сгиб локтя, под специальную пленку. Ее снимет перед взятием крови медсестра. Крем обеспечит местную анестезию и сделает укол менее болезненным, а значит, снизит уровень стресса.

Что стоит рассказать врачу о здоровье ребенка заранее

Перескажите главное о здоровье ребенка врачу заранее. Это сократит прием на десять драгоценных минут:

– аллергии на лекарства, пищу или воздействия внешней среды;

– хронические состояния здоровья, которые могут повлиять на диагноз и лечение;

– степень вакцинированности ребенка (захватите с собой сертификат вакцинации);

– лекарства, которые принимает ребенок, и их побочные действия;

– непереносимость лекарств и их сочетаний;

– наследственность по хроническим заболеваниям.

Для невербальных детей можно использовать карточки и альтернативные методы общения

Сергей Бутрий говорит, что некоторым детям отлично помогают объяснить, что будет происходить у врача, комиксы в формате pdf с понятными рисунками и короткими подписями. Бутрию нравятся два сайта, французский и русский, с примерами таких комиксов (их называют «социальные истории»).

Детям с РАС особенно необходим режим дня и предсказуемость, поэтому с ними хорошо работает визуальное расписание. Постепенно включайте в него фото поликлиники, кабинета врача, коридора и любых других медицинских атрибутов (их можно сделать при первых посещениях). Это добавит ребенку спокойствия и уверенности.

Смоделируйте поход в поликлинику на видео

Видеомоделирование – метод обучения социальным навыкам, при котором видеозаписи воспроизводят модель желательного поведения или навыка, в нашем случае – похода к врачу.

Можно снимать самого ребенка или другого человека, как он проходит осмотр врача или показывает путь от входа до кабинета врача. Специальные паузы после каждого продемонстрированного шага оставляют время, чтобы малыш мог попробовать его самостоятельно.

Есть несколько типов видеомоделирования — базовое, самого себя, с точки зрения смотрящего, а также видеоподсказки. Их все задействуют для детей с особенностями, от детсадовцев до учеников средних классов школы. Вот пример такого обучающего видео визита к стоматологу.

Подружитесь с таймером

Сложность медицинского осмотра – ребенку с РАС приходится долгое время находиться на одном месте. Для него это настоящее испытание.

Улучшить этот навык поможет таймер – постепенно увеличивайте время и поощряйте ребенка в случае успеха. Таймер повышает предсказуемость ситуации, что очень важно для ребенка с РАС.

Заранее подумайте о «запрещенке»

Любимые (обычно запрещенные родителями) сладости, планшет с мультфильмами – держите под рукой то, чем можно будет поощрить ребенка уже в кабинете врача.

«Мультфильмы помогли предотвратить столько детских слез, не стесняйтесь обращаться к этому средству на приеме у врача», – делится опытом Александр Сиволобов.

Зная, что ребенок плохо реагирует на шум, вы можете захватить беруши или специальные наушники (если ребенок позволяет их ему надевать). Кроме того, можно взять темные очки или попросить врача занавесить окна, если свет в кабинете очень яркий.

Помните, малышу с РАС невероятно важна предсказуемость, поэтому обсудите, что вы будете вместе делать после поликлиники, например, пойдете к бабушке, в магазин, в парк.

Попросите врача тоже подготовиться

Александр Сиволобов рекомендует врачам проводить осмотр таких детей не в медицинском халате и не приближаться к малышу стремительно – резкие движения могут его напугать.

А вот попробовать рассмешить родителя и ребенка определенно стоит, это снимает напряжение у обоих.

Проводите осмотр теплыми руками и обязательно согрейте эндоскоп перед использованием. Дайте маленькому пациенту возможность познакомиться с инструментами, прежде чем их применять, – потрогать или хотя бы рассмотреть.

После осмотра не забудьте поощрить малыша, чтобы закрепить положительный результат. Держите поблизости игрушки, фонарики, мыльные пузыри или «вкусняшки» от родителей.

Работа с детской тревогой: личный опыт

Центр проблем аутизма в своей инклюзивной программе для школьников с РАС работает с детскими страхами методом систематической десенсибилизации. Цель – постепенно снизить чувствительность к пугающим объектам и ситуациям.

Третьеклассник Ами сильно боялся не только медицинских процедур, например взятия крови, но посторонних взрослых и незнакомых медицинских приборов.

Сначала взрослый, которому мальчик доверял, надевал белый халат и просто находился в одной комнате с учеником. Затем он стал подходить к Ами и имитировать действия врача – просил мальчика сесть, посмотреть на молоток (вначале брали игрушечный, чтобы не пугать сразу медицинским прибором), проследить за ним взглядом.

После того как Ами стал спокойно реагировать на знакомого взрослого в белом халате, ему стали демонстрировать видео процесса взятия анализа крови, так как для него это было самым пугающим в поликлинике. Одновременно началась работа по десенсибилизации на медицинские инструменты для взятия крови, чтобы ребенок перестал их бояться и пытаться избежать.

Завершающий этап – общение Ами с незнакомым взрослым в белом халате, чтобы подготовиться к реальному посещению врача.

Иллюстрации Оксаны РОМАНОВОЙ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?