В августе 2019 года спортсменка из Тамбова 25-летняя Маргарита Плавунова умерла во время пробежки от внезапной остановки сердца (ВОС). Это далеко не первый случай, когда молодой и, казалось бы, здоровый человек гибнет во время спортивной тренировки или подвижной игры.
70% детских смертей происходит на уроке физкультуры
Трагические происшествия очень похожи между собой. В ноябре 2008 года восьмиклассник воронежской средней школы 14-летний Евгений Никулин потерял сознание после выполнения упражнений на канате на уроке физкультуры. Несмотря на усилия школьного врача и медсестры и подъехавшей позже бригады скорой помощи, спасти мальчика не удалось.
В мае 2014 года 18-летний срочник Сергей Л. упал и умер в Еланском учебном центре во время бега на 100 метров.
26 ноября 2015 года от внезапной остановки сердца скончался 22-летний серебряный призер чемпионата мира по современному пятиборью Александр Кукарин.
В 2017 году в Димитровграде Ульяновской области в результате ВОС после урока физкультуры умер 14-летний восьмиклассник, а в Красноярске — десятилетний школьник.
8 февраля 2019 года в сходных обстоятельствах погиб 12-летний ученик одной из школ Владивостока.
О том, что дети больны, узнали после смерти
Печальная статистика приобретает поистине трагический характер, если учесть, что большинство смертей возможно было предотвратить. Но сначала давайте поймем, что такое ВОС и когда она случается.
Сердце — орган очень сильный и в то же время уязвимый. Сердечная мышца состоит из огромного числа волокон: они работают как единый хорошо слаженный механизм. Работа эта, однако, может быть нарушена — из-за большой физической нагрузки, сильного удара в грудь (например, баскетбольным или бейсбольным мячом) — особенно, если были какие-то предрасполагающие внутренние причины.
В подавляющем большинстве случаев остановка сердца происходит вследствие фибрилляции желудочков, учащенного и хаотичного сокращения сердечных волокон. Сердце перестает выполнять свои насосные функции, кровоснабжение тканей и органов, включая мозг, прекращается.
Гораздо выше шанс ВОС у того, кто уже страдает тем или иным сердечным заболеванием. Чаще всего это врожденные патологии сердца: гипертрофическая кардиомиопатия, синдром Бургада, синдром удлиненного интервала QT.
Бывают абсолютно возмутительные случаи, когда болезни сердца выявлены, но игнорируются теми, кто принимает решение за ребенка или подростка – как это было в случае с юным призывником Сергеем Л.
Впрочем, случается и так, что ВОС настигает человека без патологий. Опаснее всего сотрясение сердца, обычно — в результате удара в грудь. Повреждения сердца как такового нет, но в результате сотрясения развивается все та же фибрилляция желудочков и наступает его смерть.
Трагедию можно предотвратить
Если у человека случилась внезапная остановка сердца, у находящихся рядом с ним людей есть не более 3-5 минут, чтобы оказать помощь: остановить фибрилляцию желудочков специальным прибором — дефибриллятором.
С каждой минутой шанс на выживание падает на 10%, даже если присутствующие проводят сердечно-легочную реанимацию: непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких. Эти мероприятия сами по себе, как правило, не могут запустить сердце, но способны отсрочить омертвение тканей до момента применения дефибриллятора.
Легко посчитать, что если дефибрилляцию осуществить в течение 3 минут — а это вполне реально, когда дефибрилляторы имеются в детских учреждениях и в публичных местах — вероятность спасти человеку жизнь составляет 70%, а если сделать это в первую же минуту, она возрастает до 90%.
Рассчитывать на то, что скорая помощь прибудет на место вызова в течение 7-10 минут, к сожалению, не приходится.
По данным Росстата за 2018 год, только 61% россиян в прошлом году дождался «скорой» за 20 минут или меньше. В среднем по стране затраты времени на прибытие медиков в сельской местности составили 30, в городах — 25 минут.
Великобритания, где 75% бригад прибывает в течение 8 минут, активно работает над тем, чтобы оборудовать публичные места и школы дефибрилляторами. В США около 20 штатов законодательно закрепили требование к школам иметь в своем арсенале автоматический наружный дефибриллятор (АНД) и обучить персонал обращению с ним.
Современные дефибрилляторы — умные приборы, помогают пользователю сделать все правильно, даже если он взял его в руки впервые.
Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) весит всего от 1,5 до 3 кг. Использующий его человек получает голосовые подсказки и текстовые сообщения на экране, обеспечивая обратную связь: устройство сообщает о том, как идет реанимация пациента.
Важно и то, что прибор регистрирует сердечный ритм пострадавшего и, если фибрилляция не установлена, он не произведет электрический разряд. Если же дефибрилляция необходима, современный АНД произведет такое количество разрядов и такой силы, которые необходимы пациенту, исходя из зафиксированного прибором состояния.
Пока что в России применять автоматические дефибрилляторы разрешено только определенным категориям медработников, а вопрос об оснащении ими детских учреждений ставят только общественные организации. Ситуация печальная, и не только по сравнению в Европой и Америкой.
Впрочем, и у нас прогресс в этом отношении наметился.
В марте 2019 года Государственная дума РФ приняла в первом чтении поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» – они законодательно закрепят возможность оказания помощи с использованием АНД неограниченным кругом лиц. Правила размещения аппаратов установит правительство.
Очень хочется, чтобы наши законодатели не откладывали в долгий ящик принятие такого важного закона, ведь он позволит реально спасать жизни.