Вторая жизнь техники в домах престарелых
Став руководителем IT-службы московского офиса ОМК, Иван Бороденков зашел на склад и увидел очень много морально устаревшей, но работоспособной техники. «Я не был готов выбрасывать ее на утилизацию – решил передать пожилым людям, с помощью благотворительного фонда», – говорит он.
Так зародился один из экопроектов ОМК – «Зеленая страна». Придумали логотип, сделали рассылку сотрудникам компании, начался сбор техники, пригодной для дальнейшего использования.
Затем у проекта появился партнер – Эдуард Карюхин, руководитель Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело». «Эту НКО мы выбрали по рекомендации нашей коллеги, она с ними уже сотрудничала, – говорит Бороденков. – Как только у меня появляется техника, я связываюсь с Эдуардом, он отбирает заявки от региональных отделений фонда, их представители выходят на связь со мной и самостоятельно вывозят технику».
Компания ОМК готова сотрудничать и с другими фондами: связавшись с Иваном, заключив договор о благотворительности и получив спецификацию оборудования, можно забрать списанные, но рабочие компьютеры или принтеры. Прежде чем отдать системный блок, сотрудники ИТ службы ОМК полностью очищают его от информации (получатели выбирают и самостоятельно устанавливают на компьютер ту или иную ОС). При необходимости осуществляется замена вышедших из строя деталей: на их приобретение компания ОМК выделяет 50 тыс. рублей – это ежегодный бюджет проекта.
В 2018 году из московского офиса было передано 40 компьютеров, 40 мониторов, 20 принтеров. Коллеги из Выксы передали около 20 комплектов компьютерной техники и 5 принтеров. «Ресурс компьютера – около пяти лет. Возможно, следующим нашим шагом в рамках проекта «Зеленая страна» станет отслеживание дальнейшей судьбы переданной техники – ее правильная утилизация», – говорит Иван Бороденков. Он уверен, что «жизнь в стиле эко» и, в частности, эковолонтерство – не дань моде: людьми движет стойкое желание сделать мир лучше.
Ремонт приюта для бездомных животных
«Дом с хвостом» – приют для собак в Мончегорске Мурманской области. Светлана Шиловская, капитан команды «Экопатруль» в компании Норникель, сначала помогала приюту как частное лицо – вместе с коллегами привозили молоко, крупы. В разговоре с владельцами приюта выяснилось, что главная боль – отсутствие в здании (это бывшая свиноферма) воды и ремонта.
Проблему взялись решить пять волонтерских команд (в одной команде – 5-12 человек). Бюджет – 500 тыс. рублей, каждая группа могла потратить на проект до 100 тыс. Бурение и обустройство скважины, которое заказали специалистам-бурильщикам, обошлось в 200 тыс. рублей, остальные 300 тысяч волонтеры потратили на насос, фильтры, лампы для освещения входа в приют, материалы для строительства большого вольера и многое другое. Со списком необходимых покупок волонтеры ездили в Мурманск, Апатиты, а потом занимались проведением труб в помещение приюта – копали траншеи, утепляли стены, строили вольеры, чинили крышу, расчищали мусор в пустовавших помещениях приюта.
Светлана Шиловская отмечает, что за пять месяцев проведения марафона в приют постоянно приходили 2-3 человека, остальные – по возможности: кто-то проводил в «Доме с хвостом» вечера после работы, другие – только в выходные. «Не у всех хватает времени и сил изо дня в день ходить и делать одно и то же, – говорит Светлана. – На разовые акции люди приходят с бóльшим желанием. Кидаешь клич в соцсетях: завтра надо, например, разгрузить машины – и хоп! – люди откликаются».
В итоге в «Доме с хвостом» появилась техническая вода, необходимая для поддержания порядка, большой вольер для выгула собак, отремонтирована крыша над вторым залом здания – там поставили новые вольеры. Сегодня в приюте живет около 100 собак – в два раза больше, чем до переустройства – и многие из них имеют не «коммунальные», а отдельные «квартиры».
«Я очень рада, что участвую: благодаря нашей работе девочки, которые работают в приюте, смогут двигаться дальше, – рассказывает Светлана. – Да, иногда нужно время отдохнуть от волонтерства. Потом снова идешь – и заряжаешься энергией от команды, снова горишь. Очень важны люди, которые вокруг тебя».
Раздельный сбор отходов в офисе
Сотрудники заводов, складов и многих офисов корпорации PepsiCo внедряют раздельный сбор на рабочем месте – для этого компания создала специальную программу.
Главные враги раздельного сбора – индивидуальные мусорные урны у столов с пластиковыми пакетами, которые заполняются несортированным мусором. Если вы открываете новый офис, личные урны лучше не ставить, рекомендует Екатерина Мархаюк, представитель отдела внутренних коммуникаций, культуры и вовлечения компании. А если урны уже имеются, то нужно постепенно от них избавляться. При этом важно, чтобы была комфортная альтернатива – контейнеры для раздельного сбора в шаговой доступности. Удобство – ключевой момент: неудобная практика не завоюет популярность.
«Чтобы запустить работу по раздельному сбору мусора, нужно заключить договор с подрядчиками, которые будут отправлять отходы в переработку, –– При этом важно обсудить список фракций, с которыми подрядчик работает, понять, с какими маркировками подрядчик принимает пластик и нужно ли этот пластик споласкивать, сминать. Например, в нашем центральном офисе мы собираем бумагу, пластик, алюминий, стекло, батарейки, упаковку Tetra Pak». Некоторые вещи можно собирать эпизодически, например, технологический мусор или ненужную одежду.
Первыми постоянными контейнерами в офисе могут стать урны для бумаги. Рядом с ними – простые и «дружелюбные» инструкции, объясняющие, что можно бросать в урну, а что не стоит. Например, грязная, ламинированная бумага, чеки не будут переработаны.
Параллельно нужно вести грамотную информационную кампанию – повышать мотивацию. «Обязательно расскажите коллегам о масштабах свалок, – советует Екатерина. – Например, о том, сколько отходов в России и мире не перерабатывается, о площадях свалок. О том, что к 2050 году в мировом океане может оказаться больше мусора, чем рыбы».
В PepsiCo для коллег сделали серию видео о том, что происходит с отходами, которые попадают в урны для раздельного сбора. А еще здесь рассылают по почте информационные материалы, проводят различные образовательные акции, в том числе имеется курс об экопрактиках в цифровом формате.
Ежемесячно только в московском офисе работники PepsiCo собирают около 600 кг вторсырья. Компания поощряет активных участников полезными экологическими сувенирами (многоразовыми сумками, бутылочками, термосами). Но главное – не подарки. «Мы стремимся помочь людям сформировать собственные принципы и добровольную мотивацию», – отмечает Екатерина Мархаюк. В этом случае человек будет действовать экологично и за пределами офиса, станет амбассадором «зеленого» образа жизни.
Батарейки на переработку
Наталья Щеглова, волонтер ОМК, решила организовать сбор батареек на рабочем месте. «У меня есть внутреннее осознание, что важно сортировать мусор, важно сдавать на переработку батарейки, важно жить экологично, – говорит она. – Но я вовсе не Шурочка из «Служебного романа», которая только бегает по офису и всех к чему-то призывает, я эффективный сотрудник. Просто понимаю, что большинство из нас инертны, надо будоражить, подталкивать к действию. Иногда кто-то на меня ворчит, но многие поддерживают: давай-давай!»
Для начала Наталья организовала разовую акцию: поставила в офисе пластиковые корзины, сделала информационные плакаты и корпоративную рассылку с призывом принести отслужившие батарейки – выгрести из ящиков офисных столов, принести из дома, от соседей. «Коллеги принесли много батареек, корзинки заполнились быстро, мы с мужем вытащили их, тяжеленные, из офиса, погрузили в машину и повезли в спецконтейнеры, которые стоят в Икее. Я пересчитала батарейки, взвесила, сделала фотоотчет». За три дня акции было собрано 718 батареек (около 13 кг) – а значит, спасено более 1400 деревьев, которые продолжат вырабатывать кислород для более 4300 человек.
Щеглова решила заниматься проблемой системно и оставила заявку на реализацию идеи в рамках проекта «ОМК-Партнерство». Руководство заявку одобрило. Главная сложность при подготовке проекта – найти проверенного подрядчика, который действительно отправит батарейки на переработку. Изучив рынок, Щеглова выяснила: можно доверять группе компаний из Челябинска «Мегаполисресурс» и осуществлять сбор с помощью его сервиса Бокси.
ОМК заключила договор с Бокси – этим занимались сотрудники административно-хозяйственного отдела компании – и теперь в компанию регулярно привозят специальные пронумероверованные контейнеры для сдачи батареек. По мере заполнения (но не дольше 12 месяцев) сервис Бокси забирает контейнеры. «С 2017 года мы передали на переработку 10 ящиков сервиса Бокси, весом 15 кг каждый, – рассказывает Наталья. – То есть всего сдали 150 кг батареек. Представляете, сколько деревьев мы спасли?»