350 писем из Интернета в интернаты

“Мы плакали и приклеивали марки своими слезами! Потом попросили о помощи первый курс, и они тоже плакали!”, – говорит Маша. “Я просыпалась и не могла открыть рот, потому что он был склеен!”, – жалуется Аня. По их словам, к концу января члены группы уже научились различать на вкус разные сорта клея: у марок он кислый, у конвертов чуть слаще, а просроченный клей горчит

Группа из 5 студентов МАИ придумала и реализовала интернет-проект, который позволяет любому желающему бесплатно отправить бумажное письмо в детский дом, не вставая из-за компьютера. За декабрь и январь 135 воспитанников трёх детских домов, расположенных в Подмосковье и в Ярославле, получили более 350 писем от жителей России, Швейцарии и даже Китая. Наш корреспондент Кирилл МИЛОВИДОВ встретился с лидерами проекта – студентками МАИ Анной ПАНКРАТОВОЙ и Марией ТИМОШЕНКО.


Напиши письмо близким
Акция «Дети ждут ваших писем» – часть проекта «Напиши письмо близким» . «Напиши письмо» – это сайт, на котором можно оставить своё электронное письмо с тем, чтобы один из студентов-добровольцев распечатал его на принтере, положил в конверт, приклеил марку и отправил по физическому адресу. Конверты и марки оплачивал спонсор, в обмен на то, что в каждое письмо была вложена небольшая рекламная брошюрка.

Весь процесс происходил у Маши дома, за большим столом. Волей-неволей приходилось читать, и тут попадались как смешные, так и довольно серьёзные послания. Например, одна девушка написала длинное и грустное письмо своему отцу, которого она видела только в далёком детстве. «Прямо неудобно было читать, – говорит Анна. – Она спрашивала, неужели я была твоей ошибкой, неужели ты не хочешь меня увидеть?»


Была, напротив, и всякая чепуха: письма, состоящие из одного смайлика, письма в соседний подъезд, или просто «привет, вот пишу тебе из Интернета». Первые 10 дней печатали и такие, а потом жалко стало тратить конверт, и в правилах написали, что письма меньше 30 слов не отправляются. А остальные письма отсылались неукоснительно, не было такого подхода, что раз бесплатно, значит можно и потерять, или через месяц отправить.

Друзья писали друг-другу от имени Путина, хваля за хорошее поведение и намекая, что «большой брат следит за тобой». Родители писали детям от имени Деда Мороза, говорили, что видят все их злые и добрые дела. Дети писали родителям и бабушкам-дедушкам, которых давно не видели.

После того, как кто-то рассказал о «напиши письмо» на форуме сериала «Солдаты», резко возросло количество писем в вооружённые силы РФ. Девушки писали солдатам срочной службы, что ведут себя хорошо и считали дни до «дембеля», а юноши, в свою очередь, о том, что «Сокол купил шестёрку» и «мужик, мы за тебя пальцы держим».

Ещё Маше и Ане запомнилась некто «Юша» или просто «Ю». Запомнилась тем, что не поленилась разослать 50 писем.

Даже небезызвестный дизайнер Артемий Лебедев один раз воспользовался услугами сайта – он отправил своему другу письмо с рассказом о путешествии в другой город.

Конечно, читали ребята письма не столько из любопытства, сколько потому что в процессе печати и заклейки в конверт сложно было не выхватить из текста хотя бы несколько фраз и не составить о письме хотя бы поверхностного впечатления – шуточное письмо, «от Путина», или не шуточное. «Копируешь в Word документ для печати и видишь, что кругом ошибки-ошибки… И вот сидишь и думаешь, исправить или не исправить, и, наконец, понимаешь, что читать ты не должен, и не исправляешь». Но были даже случаи цензуры: так, письмо, где брат обзывал сестру наркоманкой, и решили не отправлять. Смешные письма читали от скуки. И все письма, адресованные детям, пробежали глазами.

Но ведь на сайте и было написано, что менеджер распечатает и положит письмо в конверт. Так что люди не должны были рассчитывать на 100%-ную конфиденциальность.

Дети ждут ваших писем
Акция «Дети ждут ваших писем» стартовала 12 декабря и временно прекратилась 20 января. Как рассказывает Мария, ребята задумали сделать что-нибудь хорошее накануне праздников. Так как 2007 – год ребёнка, то сама собой напрашивалась идея о помощи именно детям. Сейчас многие занимаются сбором вещей для детских домов, решили они, поэтому стоит помочь как-нибудь иначе.

Сначала предполагалось подружить между собой школу и детский дом: организовать в них своего рода почтовый уголок с конвертами, канцелярскими принадлежностями и марками, дать детям возможность писать друг-другу письма. Существовала надежда, что это будет не сиюминутная помощь, что таким образом дети смогут найти себе новых друзей. Студентки сумели договориться с тремя московскими школами и тремя детскими домами «не очень близко, но и не очень далеко от Москвы, чтобы было интересно общаться». В пресс-службе Почты России также с готовностью откликнулись на предложение третьекурсниц и предоставили всё необходимое для организации переписки. Возраст участников со стороны школ на всякий случай ограничили шестнадцатью годами.

Детдомовцы приняли предложение, что называется, «на ура». Если в школах желание писать письма изъявили в среднем по 25-30 человек, то в детском доме за ручку и бумагу взялись сразу все учащиеся. «Оказалось, что детский дом это вовсе не мрачное угрюмое место, где дети сидят с печальными лицами и плачут. Всё было больше похоже на детский сад – малыши возятся, бегают, смеются». По словам Маши, им очень запомнился мальчик, который в один из первых визитов очень тихо себя вёл, а под конец вдруг подошёл и попросил найти ему друга, который бы не пил, не курил, не ругался бы матом и также увлекался бы математикой, как он сам. «Потому что здесь у меня друзей нет», – закончил он.


Кто будет писать письма?

Педагоги объяснили студентам, что детдомовцам будет интересно получать письма не только от своих сверстников, но и от любого, кто захочет им написать. Любой человек, живущий во внешнем мире им очень интересен. Ведь эти дети живут в своём замкнутом мире и ничего не знают о том, что как жить снаружи. Такой ребёнок, выйдя из детского дома, натыкается на трудности в самых элементарных вещах. Например, в магазине он не знает, что означает ценник на колбасе. Это цена за кусок, или за всю палку?

Первые письма носили краткий характер и были полны фраз вроде “давай”, “держись”, “надо только верить”, “тебе повезёт” и т.д. «Письма были, конечно, ободряющие, но носили печальный оттенок”, отмечает Маша. – «Когда с тобой общаются, как с больным человеком – это уже оставляет отпечаток. А дети – существа тонкие, всё это отлично чувствуют». Хорошо, что в группе оказалась девушка, которая увлекалась психологией, и она помогла составить специальные подсказки для посетителей сайта – о чём можно написать детям. После этого письма стали более личными, и их тональность поменялась с сочувствующей на более дружескую. По-своему отличилась одна девушка, которая написала пяти разным детям в один и тот же детский дом. Текст каждый раз был абсолютно одинаковый, менялось только имя адресата. В итоге было решено отправить в д/д все пришедшие письма, а там – как рассудят воспитатели.

Среди авторов писем было примерно 40% детей и 60% взрослых. Много было студентов, также большое количество посетителей пришло с сайта Мама.ру. Письма этих женщин были немножко похожи между собой, но, в общем, все письма были очень разные. Интереснее всего, как оказалось, пишут дети. Они рассказывали о себе, своих оценках и любимых книжках, спрашивали об увлечениях своего корреспондента. С большим количеством грамматических ошибок, но очень искренне и по-доброму.


30 января организаторы ездили в ярославский детдом. Письма там получили все, в итоге сложилось семь пар «по переписке» и 2 пары, которые обменялись телефонами и теперь созваниваются. Ребятам помогает писать письма библиотекарь.

Плюсы Интернета…
Будущим специалистам по связям с общественностью, организаторам акции было небезразлично, что пишут про них в Сети, и они с интересом изучали реакцию пользователей на форумах и блогах. Кроме положительных отзывов там были и настороженно-недоверчивые. Многим людям казалось, скажем, что «напиши письмо» засунут в бумажный конверт пачку рекламы такой толщины, что он не пролезет в почтовый ящик. Из-за этого ребятам пришлось разместить поясняющую фотографию, с пометкой «так будет выглядеть Ваше письмо».

А кто-то подозревал сайт в рассылке спама (назойливых рекламных сообщений). В частности, форум «Волгодонских айтишников» (IT – аббревиатура слов информационные технологии, но в широком смысле слова айтишники – это компьютерщики, специалисты по компьютерной технике и программированию) обвинил «Напиши письмо» в сборе базы адресов для продажи спамерам. «Я им говорю – ребята, вы тогда хоть подскажите, куда их продавать, а то они никому не нужны. У нас на рынке эти базы по 150 рублей стоят!» – восклицает Мария.

На некоторое время «айтишники» затихли, а потом, видимо разобравшись в ситуации, снова вышли на связь с Машей. За это время они по собственной инициативе создали страницу по координации рассылки писем детдомовцам, благодаря которой стало возможным отслеживать, кому из детей письмо уже посылали, а кому еще нет. Страница оказалась очень полезной, и помогла распределить усилия пишущих таким образом, что никто из списка не был обделён, но каждый получил по письму, а то и по два-три.

В этом отношении люди Интернета оказались отзывчивыми и готовыми помочь. Интернет помог найти единомышленников – сайт «Невидимые дети», который занимается похожим делом: находит для детей из детских домов друзей по переписке. Но у Интернета оказалась и оборотная сторона: польстившись на дармовщину, на сайт хлынули тысячи и тысячи любителей бесплатного.

…и его минусы
Маша и Аня рассчитывали, что им придётся отправить писем сто или, в крайнем случае, двести и пять человек легко смогут с этим справится. В первые дни работы была также возможность распечатать бесплатно фотографии, но от этой идеи пришлось быстро отказаться – посетители страницы стали злоупотреблять временем Маши и её друзей. Многие восприняли такой сервис не как возможность отправить фотографию любимой бабушке в деревню, а как бесплатную службу печати фотографий. В результате, стали присылать по тридцать фотографий за раз и отправлять их самим себе. «Это было ужасно, ужасно! – вспоминает Маша. – В день приходило по 300 писем с фотографиями!» «А мне однажды пришло длиннющее письмо – страниц 30, – делится наболевшим Анна, – Я подумала, что наверное кто-то старался, писал. Открываю, а там инструкция к Нокии! В общем, письмо затерялось». Служба по печати фотографий (ребята сами носили их в фотопечать) проработала ровно пять дней…

Но это было только начало. Вскоре о сайте заговорили, появились первые объявления на форумах – люди рассказывали друг-другу, какая удобная, полезная, а главное – бесплатная служба появилась в сети. Информация о «Напиши письмо» мелькнула в телеэфире, в передаче «Москва – инструкция по применению», и сайт стал стремительно набирать популярность. Каждому добровольцу приходилось обрабатывать уже по 100-200 писем в день. «Надоело жутко, но раз уж взялись, то надо делать.» К работе были привлечены знакомые, первокурсники. Все входящие сообщения сортировались и распределялись между «почтальонами», которые работали дома. “Мы плакали и приклеивали марки своими слезами! Потом попросили о помощи первый курс, и они тоже плакали!”, – говорит Маша. “Я просыпалась и не могла открыть рот, потому что он был склеен!”, – жалуется Аня. По их словам, к концу января члены группы уже научились различать на вкус разные сорта клея: у марок он кислый, у конвертов чуть слаще, а просроченный клей горчит.




Это, впрочем, и не удивительно, что студенты МАИ стали настоящими сомелье в области клея, ведь за два месяца их сайт посетило более тринадцати тысяч человек, которые отправили более восьми тысяч писем. Стало понятно, что больше так продолжаться не может.

С новыми силами
Дело, которым занялись ребята, не только принесло пользу ближним, но и открыло для них самих радость служения. «Мы чувствуем отдачу и это очень приятно», – говорит Маша. Поэтому сайт продолжит свою работу, но с небольшими изменениями.

С прошедшей акции ребята не только ни копейки не заработали (что естественно – все-таки волонтеры), но даже потратили 2 собственных картриджа краски для принтера. С февраля «Напиши письмо» выйдет на новый уровень работы и станет платным, с оплатой через СМС. Ориентировочная стоимость – 2 доллара за письмо с фото или без. Половина оплаты пойдёт сотовому оператору. Остальное – на конверт и марки. Прибыль составит 5 руб. с письма – на мороженое, смеется Маша. Но акция «Напиши письмо детям» будет проходить в прежнем бесплатном режиме.

26 января стартовала ещё одна акция – «Напиши письмо родителям». В ее рамках в Московских отделениях почты бесплатно выдаются конверты без марок, зато уже с напечатанным обращением к маме. Марки, т.е. пересылку, надо оплатить. Будет также существенно расширен список детских домов, сотрудничающих с сайтом. В планах и поездки в детские дома с подарками от спонсоров, сбор вещей, сотрудничество с «невидимыми детьми» и помощь артистам цирка и кино Добрыне и Степаше – двум медведям, которые живут в Москве на Лосином острове.

Анна и Мария уверенны, что добрые дела должны быть естественной потребностью человека. «Надо кому-то помогать, а не только себя продвигать и самореализовываться, – утверждает Анна. – От одной нашей акции положение детей-сирот вряд ли изменится, но если нашему примеру последуют другие, даже если сложится хотя бы одна пара друзей – это уже будет победа».

«Напиши письмо» приглашает к сотрудничеству
– Детские дома.
– Школы, готовые дружить с детдомом.
– Людей, которые хотят писать письма детям.
– И просто всех желающих оказать какую-либо помощь.

Связаться с Машей можно по электронной почте maria.timoshenko@gmail.com
По этому же адресу можно отправлять вопросы, связанные с организацией подобного проекта в своём городе. По нашей просьбе Мария сформулировала такой алгоритм:

1. Найдите спонсора, который мог бы согласиться помочь. Для начала, можно предложить Почте России. Нужно звонить в отдел по связям с общественностью, начальнику, говорить, что хотите сделать такую акцию, от них нужно для начала 100 конвертов на один детский дом, блок бумаги и почтовый ящик (можно сделать самим красивый почтовый ящик из коробки). В качестве спонсоров можно рассматривать компании, производящие продукцию для детей. Продукты питания, например.
Мы вот думаем Интернет провести в детские дома. Обращаемся к известному провайдеру, обещаем, что на нашем сайте повесим их логотип и напишем об акте доброй воли с их стороны. Они вроде соглашаются. Если нет раскрученного сайта, можно написать статью в СМИ. Компаниям выгодно создавать себе хороший образ, а не быть для окружающих безликой и бездушной деньгоперерабатывающей корпорацией. А зачастую, спонсоры просто так дают денег, если это небольшие суммы.

2. Звоните в детские дома директору или заведующей. Говорите, что хотите устроить такую штуку у них. Если соглашаются, обещайте перезвонить чуть позже, когда на руках будут конверты и др.

3. Идете в школу к заведующей по учебной части. Говорите, что хотим предложить им
поучаствовать. От них нужен список детей, которые захотят переписываться. Они сами узнают и составляют список, потом передают его вам.

4. Пока школы составляют списки, звоните спонсору, сообщаете, что все согласны участвовать, и нужны обещанные конверты и др. Получаете это.

5. Самое время звонить в детский дом. Говорите, что все на руках, можно начинать. Они назначают дату, удобную для обеих сторон.

6. Тут уже все зависит от фантазии: можно подготовить праздник или чаепитие для ребят. Чтобы не просто отдать конверты и рассказать об акции, но и сделать из этого приятное мероприятие.

7. Берете список детей в детских домах, готовых переписываться, отдаете его в школу.

8. В течение первого месяца звоните узнать, как идут дела.

9. Проходит месяц, можно поехать навестить ребят. Заодно порадовать их своим присутствием, дети любят внимание.


Проект «Напиши письмо близким» пока не работает, но возобновится уже в этом месяце. Следите за новостями на сайте www.napishi-pismo.ru

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version