Подружитесь с лидерами по своему направлению
Среди некоммерческих организаций много тех, кто соответствует формальным критериям добросовестности – на сайте публикуются отчеты, сбор пожертвований на личные карты сотрудников запрещен. При этом организация сильно отстает в плане профессионализма и компетенций и из-за этого больше вредит, чем помогает своей работой.
Например, региональные НКО, как выясняется в ходе проверки потенциальных фондов-партнеров сервисом Добро Mail.ru, зачастую занимаются помощью сразу многим группам благополучателей: здесь и дети-сироты, и дети с осложнениями здоровья, и пожилые люди, и бездомные животные. При таком раскладе невозможно глубоко разобраться в каждом направлении помощи, и собранные деньги тратятся неэффективно: подарки в детские дома вместо того, чтобы найти детям наставников в учебе и помочь социализироваться или дельфинотерапия ребенку с ДЦП, хотя это дорого, опасно и редко помогает.
Александра Бабкина, руководитель сервиса Добро Mail.ru, говорит, что ее команда вынуждена брать на себя еще одну задачу, которая, по идее, лежит на самих НКО: знакомить друг с другом коллег, занимающихся одним и тем же направлением: «Мне не нравится ситуация, когда даже организация, прошедшая нашу многоуровневую проверку и уже подключенная к сервису, вдруг пытается опубликовать сомнительный, например, по способу терапии или сбору средств проект на Добро Mail.ru. Я обращаюсь в крупный профильный фонд и спрашиваю: актуален ли такой способ? Выясняется, что нет, не актуален. Дальше я занимаюсь тем, что знакомлю эти НКО друг с другом, жду, когда они обсудят и договорятся, терплю, что НКО, в которой я усомнилась, выражает негодование, что я лезу в ее «личную» жизнь».
Совет коллективного разума: не ждите, пока у вашей НКО появятся проблемы в ходе проверки сервисом сбора пожертвований или при подаче на грант, – узнайте, кто из фондов-лидеров занимается вашим направлением помощи и наведите мосты. Собирайте информацию о лучших экспертах по вашей теме. Вступайте в закрытые группы для сотрудников некоммерческих организаций в соцсетях, где можно обсудить трудный случай с подопечным, навести справки о незнакомом фонде, найти эксперта. Самая известная такая группа в Фейсбуке «Благотворительная курилка» .
Измерьте риски для своей репутации и документооборота
С мошенническими сборами некоммерческий сектор масштабно столкнулся в 2017 году и в первую очередь попытался привлечь мошенников к ответственности по закону. Сделать это быстро не получилось – законопроект о ящиках для сбора пожертвований, который устанавливает новые правила использования стационарных и переносных ящиков для сбора пожертвований, уже два года, как «подвис» на рассмотрении в Госдуме.
Тем временем выяснилось, что публичность и гласность – самое действенное лекарство против вируса мошенничества. Получив от благотворительного сообщества «черную метку» за несоблюдение общепринятых правил (недопустимость сборов наличных в мобильные ящики и на личную карту от лица организации), теневой фонд рано или поздно прекращает существование, даже если из-за устаревшего на данный момент законодательства привлечь его к ответственности нельзя. В этом смысле показательна история фонда «Время».
Фонд оккупировал своими волонтерами с ящиками для пожертвований пространство возле метро «ВДНХ» и поделать с ними ничего было нельзя: миллион раз вызывали полицию, миллион раз писали про них СМИ – без толку. В какой-то момент руководитель фонда Дмитрий Майоров обратился в крупную компанию с просьбой о помощи в 25 млн рублей. Компания ответила, что предварительно хотела бы навести справки о репутации фонда. Проведя свое расследование, сотрудники компании наткнулись на развернутую публикацию в издании «Ридус» – в ней подробно раскрывалась схема мошенничества фонда. Компания отказала Майорову в пожертвовании, тот подал на «Ридус» в суд – и проиграл.
«Теперь на сайте фонда написано, что его деятельность приостановлена, волонтеры у ВДНХ несколько раз появлялись, но это уже далеко не та активность, что раньше, – говорит Владимир Берхин, президент фонда «Предание». – По сути, «черная метка», то есть публикация в СМИ, во-первых, сэкономила хорошей компании солидные деньги, а во-вторых, привела к тому, что деятельность неприятной организации была завершена. Пусть по закону теневой фонд не удалось наказать, но хотя бы так».
Совет коллективного разума: учитесь видеть, где и как вы рискуете в своей работе, заходя в «серые зоны» сектора, и не подвергайте опасности репутацию вашей НКО. Простой и безопасный способ выяснить, соответствует ли ваша организация основным критериям надежности и прозрачности, – подать заявку о присоединении к Декларации об основных принципах прозрачности НКО. Даже если вначале вам скажут «нет», вы получите ценную и ясно изложенную рекомендацию от более опытных коллег – что не так и как это исправить.
«Многие из тех, кого мы тормозим на входе, проводят внутреннюю работу по развитию и возвращаются с новой заявкой, – говорит Владимир Берхин, один из инициаторов создания Декларации и благотворительного собрания «Все вместе». – Значит, запрос на объединяющие действия в секторе есть. Всем ясно, что мошенники с ящичками – маленькая и наиболее заметная часть теневого благотворительного мира. Он большой, и туда бесполезно утекает огромное количество денег, которые можно было бы потратить гораздо разумнее. Его существование висит на здоровой части сектора, как ядро, и мешает развитию. Кроме того, ситуация чревата большим скандалом. Если он разразится, то ударит по всем НКО. Так что в наших общих интересах добиваться усовершенствования законодательства и саморегулироваться».
Еще один способ измерить риски своей работы – пройти опросник «Рискометр», созданный опытными коллегами «Все вместе» в помощь новичкам. В нем две линейки вопросов: 1) Насколько велик риск скандала для вашей НКО и 2) Насколько велик риск закрытия вашей НКО из-за несоблюдения бухгалтерско-юридических тонкостей.
Просвещайте своих СМИ-партнеров
Чем дальше, тем активнее НКО задействуют телевидение, радио и другие медиа как инструмент для сбора частных пожертвований и одновременно острее становится тема недобросовестного фандрайзинга с использованием СМИ. Не обладая всей полнотой информации о конкретном фонде и не умея, в отличие от экспертов, сразу заметить признаки мошенничества, журналисты готовят сюжеты, выпускают статьи и ролики, невольно способствуя популярности теневых фондов и подрывая доверие ко всему благотворительному сообществу.
Для решения проблемы некоммерческий сектор и журналистское сообщество, в первую очередь, крупнейшие федеральные телеканалы, решили объединить усилия и год назад создали при Общественной палате Совет по социальной рекламе и социальным коммуникациям. Его цель – сделать механизм размещения социальной рекламы на ТВ прозрачным.
«Мы добились, что при центральных телерадиовещателях (Первый канал, ВГТРК, Общественное телевидение России, «Звезда» и другие) созданы комиссии по размещению социальной рекламы и на их сайтах перечислены правила размещения, подробно описана процедура и даны все контакты, – говорит Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческих организаций и поддержке СО НКО и директор АНО «Агентство социальной информации». – Это не решает проблему полностью, у всех каналов по-прежнему свои правила – кто-то размещает за деньги, кто-то бесплатно, но, по крайней мере, задан ориентир, и скандальных случаев, как с фондом «Золотые сердца», стало меньше. Мы направляем руководству телеканалов письма-рекомендации, в которых подчеркиваем, что Совет по социальной рекламе считает метод сбора пожертвований на личную карту руководителей фондов неэтичным и рискованным не только для благополучателя, но и для СМИ, которое транслирует эту информацию».
Следующим шагом Совет по социальной рекламе готовит рамочный документ, меморандум, в котором некоммерческий сектор и СМИ вместе перечислят главные критерии и правила добросовестного размещения социальной рекламы и будут рекомендовать журналистам выбирать НКО-партнеров, опираясь на него.
Совет коллективного разума: опытный сотрудник НКО по определению знает о социальной проблеме, которой занимается, и о некоммерческом секторе в целом больше, чем журналист. Становитесь экспертами и проводниками по своей теме для СМИ, сами выходите на связь с журналистами, активнее делитесь накопленной информацией – это может стать идеей для статьи или ТВ-сюжета, а не только рекламного размещения за деньги.