Продолжаем тему нелегальных финансовых взаимоотношениях между врачом и пациентом. Социологическое исследование провели аналитики фонда «Новая Евразия» и агентство «С-медиа» в Москве, Твери и Новосибирске. Было опрошено более 1,5 тысячи пациентов и более трех сотен врачей, а также 3 десятка представителей страховых компаний. По данным исследования, рынок теневых медицинских услуг в стране приближается к 18 миллиардам рублей.
Только 50% опрошенных пациентов признались, что получали медицинские услуги в рамках страховых программ (ОМС или ДМС) и не прибегали к другим формам оплаты. Остальные платили врачам. Официально через кассу хотя бы раз оплачивали медицинские услуги 41% респондентов. К практике неформальных расчетов с врачами прибегали 22% пациентов, из них 14% хотя бы один раз платили из в рук в руки, а 8% просто дарили медикам подарки.
Доля услуг, которая оплачивалась за счет страховых программ (ОМС либо ДМС), составила 59% от всего полученного в прошлом году объема медицинской помощи респондентами. Остальные 41% – это услуги, которые были оплачены самими пациентами. Из них 15% были оплачены теневым способом, а 26% – легально, т.е. в кассу. Примечательно, что и сами медицинские работники включены в теневой рынок, выступая в роли пациентов – более 50% медицинских работников платят за медицинские услуги друг другу: 22% – практически всегда, а 30% – только в том случае, если не могут получить медицинскую помощь другим способом.
Тем временем, по признаниям медицинских работников, теневой доход составляет 37% от их официального заработка. Исходя из того, что средняя заработная плата медицинских работников в 2011 году была 18,5 тыс. рублей, а общее число врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала – 2 268,7, объем теневого рынка составил 182 736,8 тыс. год, подсчитали эксперты.
Интересны данные исследования, показывающие, что уровень концентрации неформальных платежей в частных учреждениях превышает степень их концентрации в государственных ЛПУ: 17% респондентов, обслуживающихся в частных клиниках, считают, что здесь распространены неформальные платежи на 20-50%. Для сравнения такую же долю распространения теневых платежей у себя в учреждении назвали всего по 9% поликлинических и стационарных пациентов.
Что касается государственных ЛПУ, максимальный уровень коррупциогенности присутствует в учреждениях стационарного типа, которые оказывают специализированную помощь, включая высокотехнологичную: 37% опрошенных врачей считают, что именно в области специализированной высокотехнологичной помощи сконцентрирован максимальный коррупционный потенциал. Кроме того, пациенты отметили, что чаще всего они оплачивают «из-под полы» медицинские услуги в области онкологии, стоматологии, гинекологии и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний.
Почему же люди платят? Пациенты (37%) отметили, что нередко сталкиваются с негативным отношением со стороны медучреждений: искусственным дефицитом медицинских услуг (а это – недостаток специалистов, длительное ожидание плановых мероприятий, шаблонность подходов), прямым отказом в бесплатном лечении и требованием оплатить эти услуги, просьбой оплатить лечение, которое, по их мнению, является бесплатным. Важным для пациента является также и высокий уровень персонификации медицинской помощи в случае неформальной оплаты. И медики, и пациенты отмечают, что «неформальные платежи – это выживание. Обоюдное желание пациента и врача облегчить себе жизнь», «платят для того, чтобы врач мог нормально жить, а пациент был здоров».
Пациенты, признавая, что оплаченные ими услуги они получают, конечно, быстрее и в более качественном исполнении, в то же время чаще медиков высказываются за искоренение такой порочной практики. Медики признают пользу теневых медуслуг для своего кармана и более толерантны к такой практике, то есть, меньше заинтересованы в ее искоренении.
Исследователи поделили врачей, берущих «на лапу», на три группы: 1) вынужденные сторонники (берут, чтобы выжить, ибо государство не обеспечивает им достойную жизнь; 2) «рыночники» (считают, что за все надо платить) и 3) последователи Гиппократа (считают, что следовать предназначению можно только при отсутствии материальных ограничений). Среди пациентов также четко обозначились три группы: 1) активные участники рынка (считают, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»); 2) стимулирующие врачей благодарностью по факту успешно выполненной работы, ее размер и формат устанавливается добровольно и 3) идеалисты (негативно относятся к практике теневых платежей, не видя никакой пользы для себя, поэтому выступает либо за ее легализацию, либо ликвидацию).
«Таким образом, рыночных подход в сознании медиков и пациентов получает широкую распространённость, складывается формат отношений, когда каждый понимает, что в итоге получает и за что платит», – говорят авторы исследования.
Результаты исследования показали, что «теневые» платежи компенсирует недостатки российской медицины. Пациенту приходится выживать самостоятельно в условиях, когда ни государственная, ни частная медицина не в состоянии удовлетворить его потребности и обеспечить требуемый уровень медицинской помощи.
Руководитель проекта Наталия Золотовицкая отмечает, что проведённое исследование в своем роде уникально, поскольку впервые была предпринята попытка оценить теневой рынок комплексно и представить полную картину сложившейся в медицине ситуации, а именно: определить масштаб распространения этого явления, и, самое главное, понять причины, которые моделируют переход к теневому формату отношений между врачом и пациентом.
Cейчас предпринимаются определённые шаги по минимизации рынка «теневых» услуг, например, информационные кампании, повышающие грамотность пациентов в отношении своих прав и возможностей в области здравоохранения, внедряются системы автоматизации деятельности ЛПУ. Но респонденты оценивают все эти мероприятия как бесполезные. По мнению большинства опрошенных пациентов (53%), борьба с неформальными платежами ведется неэффективно, и только 7% видят эффект от проводимых мероприятий. По мнению медиков, в первую очередь минимизировать распространение практики неформальных расчетов между врачом и пациентом возможно за счет обеспечения достойного материального благосостояния медицинских работников.
Пациенты также на первом месте видят повышение заработной платы медикам, хотя и в меньших масштабах (48% у пациентов против 79% у медиков), но значительно больше внимания уделяют мерам усиления контроля, наказаниям, а также моральным стимулам. Так, 25% опрошенных пациентов считают, что для медиков должны быть суровые наказания вплоть до отказа в дальнейшей медицинской деятельности, 23% пациентов выступают за усиление контроля над работой медиков в целом, а 20% – за внедрение кодексов профессионального поведения.