Православный портал о благотворительности

16 апреля не стало Маржаны Садыковой – 14-летней художницы и фотографа

Именно так, а не в качестве девочки, смертельно больной раком, она вошла в жизнь большинства людей, для которых это имя теперь и навсегда значит очень-очень многое

Именно так, а не в качестве девочки, смертельно больной раком, она вошла в жизнь большинства людей, для которых это имя теперь и навсегда значит очень-очень многое. В феврале, когда она уже не вставала с постели, а мы имели возможность посетить выставку ее работ, казалось, что до конца еще так далеко.

О том, насколько зрелыми были эти фотографии, как она тщательно отбирала лучшее из множества своих работ, как готовилась к каждой съемке, писали много. Я хочу сейчас вспомнить о другом. Кажется, что мы все знали Маржану очень давно, хотя большинство никогда не видело ее лично, но на самом деле длина знакомства всего-то несколько месяцев. В январе нынешнего года ее мама прислала письмо, которое было опубликовано на сайте Фонда помощи хосписам «Вера». Амина Садыкова писала:

«Раньше в моей далекой от болезни и смерти жизни, я, проходя мимо стен Хосписа, ощущала отстранение. Понимала, что это нужно и важно, но мне было страшно и, казалось, что место это создано, чтобы здесь умирать. И я не хотела думать об этом. Сейчас, когда моя дочь умирает, этот оставшийся кусочек так отличается от остальной жизни, когда о смерти и не помышляешь… Все вокруг меняется – люди, из которых состояла твоя жизнь, становятся другими. Не каждый может чувствовать себя нормально рядом с умирающим ребенком. И они делают тоже, что и я когда-то – отстраняются. Не явно, но все же не могут говорить и смеяться как раньше, играть и дружить. И мы будто попали в вакуум, казалось, что вот она – не жизнь, а ожидание смерти, когда ты понимаешь, что решения принимать уже не тебе, ты бессилен».

Последние месяцы Маржаны благодаря участию в ее жизни многих замечательных людей были наполнены не ожиданием смерти, как мне кажется. В этом отрезке, пускай календарно коротком, но очень важном, было место творчеству, общению, дружбе. Я думаю, что эти несколько месяцев, были важны не столько для нее, сколько для нас. Они были даны нам для того, чтобы напомнить, что расстояние, и время, и все наши привычные земные представления – вещь очень условная. Я никогда не видела лично Маржану, но она была в моей жизни, и в жизни многих-многих людей. Не знаю почему. Наверное потому что, дав нам всем эту девочку, Господь позволил прикоснуться к чуду. А это всегда иррационально и не требует объяснений.

Мама Маржаны писала о хосписе и фонде «Вера», который им помогал, о людях, которые были рядом: «Они делают все для того, чтобы ощущение, что все кончено, превратилось в жизнь, полную событий и осуществляющихся желаний, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь все возможно. В такой момент какие-то люди уходят и перестают быть рядом, им страшно и некомфортно, но есть те, которые знают, как это исправить, как помочь тому, кому так мало отпущено. Это особенное время, и надо понимать, что оно особенное не близкой смертью, а жизнью – особенной жизнью…»

Мне трудно писать о смерти Маржаны, потому что именно с ее присутствием на земле я почувствовала, что конец жизни – это не конец, а только переход в другой мир, в другое измерение. В этом смысле, это короткое время, которое Маржана была среди нас, стало «особенной жизнью». Последняя просьба, которую я видела в интернете от тех, кто близко знал Маржану и ее маму, была о сборе мягких тонких свитеров, только на таких одеялах, сшитых из тончайшей шерстяной ткани, ей было не так больно. Сейчас эта боль ушла. Маржана дожила до весны, увидела весеннее солнце и отошла ко Господу, туда, где нет ни горя, ни болезни, ни боли, от которой она так страдала.

Завтра, 17 апреля в 20.00 пройдет заочное отпевание у отца Алексея Уминского в храме Св.Троицы в Хохлах (метро «Чистые пруды» или «Китай-город», Хохловский переулок, 12). Похороны будут в Дагестане.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version