Православный портал о благотворительности

150 детей, один очень хороший педагог и паспортный стол

Почти 30 лет дети занимаются лепкой и керамикой в маленькой студии на Полянке. Но сейчас 150 детей могут остаться без занятий у любимого учителя: у студии отбирают помещение.

Еще не разобрали по домам

«Три года назад я привела Саню к одному волшебнику. Настоящему. Живому. Он работает, точнее, работал до этого понедельника в центре Москвы, на улице Большая Полянка в крошечной, почти мышиной каморке. Зовут его Юрий Юрьевич Григорьев. Ему далеко за 60. Он всего лишь преподаватель керамики, лепки из глины и гончарного мастерства.Из куска грубой природной глины этот человек учит детей делать шедевры!» — так пишет Наталья Акулова, мама одной из учениц Юрия Григорьева.

Родители забили тревогу: Юрия Юрьевича местные власти выгоняют из помещения, а значит, более 150 детей останутся без любимого дела.

«Поменялись местные власти на Якиманке»

Юрий Юрьевич Григорьев, керамист

Мы беседуем с Юрием Григорьевым, сидя в полутьме. С улицы через окна проникает свет, но за окном пасмурно, и в помещении не так уж светло. Электричество отключено. Юрий Юрьевич Григорьев собирает в пакеты и коробки остатки глины, краски, кисточки, складывает в сторону многочисленные глиняные скульптурки – за ними приходят родители его учеников. Требуется освободить помещение.

В нынешнем помещении четыре комнатки. В одной – гончарная мастерская, в другой – роспись по керамике, и еще занимаются живописцы, в третьей – печи для обжига…

В самой большой дети занимаются с Юрием Юрьевичем лепкой из глины. А живописи дети здесь учатся у известного художника Юрия Анатольевича Жабина, специалиста по православной иконе. Мозаика всех церквей на Полянке сделана его руками.

«Поменялись местные власти на Якиманке. Новые чиновники решили освободить помещение. Нам это объясняют практическими нуждами. Паспортный стол находится на втором этаже, и говорят, что колясочникам неудобно, они не могут туда подниматься. И они хотят перевести паспортный стол сюда, на первый этаж. Только здесь нужно делать капитальный ремонт. Но на него нет денег – значит, даже если мы выедем, помещение будет пустовать», – так объясняет ситуацию Юрий Григорьев.

Мальчишка с Потылихи

А в армии, куда попал после школы, вел кружок кукольного театра для местных детей…

Семья Юрия Григорьева жила на Потылихе. Нынче так называется московская улица, а когда-то это была местность на реке Сетунь – тыл столицы, отсюда и название. Здесь находилась – да и до сих пор располагается – скульптурно-художественная фабрика, куда пришел 12-летний паренек – работать, учиться мастерству. «Наш дом был четырехэтажный, остальные были бараки, – вспоминает Юрий Григорьев. – Я учился в интернате, на выходные ходил домой».

Уже с юности ему было интересно работать с детьми. В 1960 году – ему было всего 15 лет – а он  уже преподавал, вел кружки для младшеклассников, — по зоологии, фотографии и керамике. А в армии, куда попал после школы, вел кружок кукольного театра для местных детей. Юрий Юрьевич говорит, что с радостью бы преподавал лепку и керамику, но для этого же нужно оборудование и условия, а там таковых не было.

Кстати, после армии Юрий Григорьев успел поработать в Театре кукол Сергея Образцова, где в те годы работал Зиновий Гердт и другие знаменитые актеры. Можно было бы радоваться жизненной встрече с такими людьми. Но Юрий Юрьевич признается, что театр быстро невзлюбил – было неприятно наблюдать, что к работе многие относятся как к халтуре.

Еще до армии молодой человек успел поступить в Лесотехнический институт, и после театрального опыта снова решил окунуться в лесную науку. Более 17 лет он проработал в «Союзгипролесхозе», ездил в научные экспедиции, развивал лесоводство как науку. Но все же талант Юрия  Григорьева расцвел в работе с детьми.

Юрию Юрьевичу приходится бороться за право бесплатно учить детей

«Он любит детей. Давайте дадим ему помещение», – так решили тогдашние районные власти. И Юрий Юрьевич Григорьев получил те самые комнатки на первом этаже на Полянке, откуда сейчас его выгоняют. Все эти 27 лет никаких проблем не было. Но сейчас помещение потребовалось под другие нужды – а в этом же здании располагается полицейский участок Якиманки. Юрий Григорьев сначала просил, а потом уже и требовал оставить детей в покое. В ответ ему отключили свет и электричество. И предложили освободить площадь в течение двух дней.

 «Ты мое золото, у тебя прекрасная кошка получится!»

«Мы жили недалеко в двух корпусах МЖК. И с 1997 года все дети наши ходили сюда заниматься. Мелкая моторика влияет и на развитие речи, и на умственное развитие. Дети ходили сюда взахлеб, — рассказывает Зинаида Стаина, одна активисток, горячо поддерживающих художника. Она как раз зашла в студию забрать работы внучки. Ежик, сова – их делала семилетняя Саша. Десятки других фигурок – зебры, тигры, лошадки, балерины, домики – дожидаются на широких подоконниках и полках своих хозяев. — Мы были так счастливы! Мои два сына Андрей и Алексей тоже сюда ходили. А теперь уже два года сюда ходит Саша, моя внучка. Узнав, что студию закрывают, она расплакалась».

Работы действительно сильные — в них видится движение, смысл, мускульное напряжение

«А еще она сама дома стелит на столе газету, на ней лепит, потом все за собой убирает – этому порядку их Юрий Юрьевич научил!» – замечает Зинаида Стаина.

Талантливейший педагог, имеющий дар от Бога, умел развить в мальчишках и девчонках интерес к предмету, старание, вкус. «Гениальность это 1 процент таланта и 99 процентов труда», – считает Юрий Григорьев. Он убежден, что в каждом ребенке есть способности, главное – разглядеть их и развить.

Зинаида Стаина как раз зашла в студию забрать работы внучки.

«Через потрясающее образование Юрия Юрьевича прошло более 15000 детей. Детские работы выиграли огромное количество конкурсов, дети поступали в художественные вузы! Благодаря ему дети определяют свое будущее, он мотивировал, говорил, что надо обязательно рисовать», — это слова из заявления  Марины Дашиной, ее дочь тоже занималась в студии Григорьева, в итоге закончила художественный вуз. Свою жалобу Марина Дашина направила в департамент культуры Москвы.

Действительно, многие выпускники студии Юрия Григорьева смогли реализовать свой талант. Людмила Титова закончила Суриковское училище, Юлия Бородина поступила в МАРХИ – без всяких репетиторов и специальной подготовки, ей хватило того опыта, который она приобрела в студии Юрия Юрьевича.

Преподаватель показывает нам нескончаемые списки занимающихся детей. Эти разлохмаченные уже от времени бумажные ленты висят на стене – здесь отмечаются те, кто посещает занятия. Сейчас в студии занимается 150 детей.

В одной комнате – гончарная мастерская, в другой – роспись по керамике, в третьей – печи для обжига…

Глина стоит 50 рублей за килограмм. Ее Юрий Григорьев заказывает на комбинате – каждый месяц приходится покупать 300 килограммов, и все это уходит.  При этом студия бесплатная. Ученики сдают по 30-50 рублей в месяц, чтобы хватало на глину, краски (а они очень дорогие), на расходные материалы. Педагог за свой труд ничего не берет.

«Юрий Юрьевич каждому ребенку персонально показывал, как работать с глиной , озвучивал основные правила, «что глина должна быть мягкой и не пачкать руки», показывал, как пользоваться стеками, ангобами , покрывать глазурью, отливать формы. Как добавить динамики в работу, о правилах сочетания цветов, о тоне и орнаменте. Вкладывал свои собственные деньги, чтобы  привезти глину к занятию! – говорит Марина Дашина. — Он приучал детей к дисциплине. Например, выдавал одну конфету за работу, вторую за вымытый после работы стол».

 

«Хочешь кошку? Давай попробуем! Ну-ка расскажи, что ты о ней знаешь. А какие породы? А чем отличаются? Забыл? не проблема, сейчас вспомним! А давай найдем скелет в книге, изучим. Посмотри на лапы, ребра..а найди-ка дикую кошку, я видел такую однажды… Давай порассуждаем…Если позволишь, я немного помогу…Ты мое золото, у тебя прекрасная кошка получится!» –  так описывает Наталья Акулова методы работы Юрия Юрьевича с детьми.

Преподаватель показывает нам нескончаемые списки занимающихся детей.

«Юрий Юрьевич никогда не требует и не настаивает. С каждым учеником – на равных. Он долго наблюдает, не критикует. Он тихо подходит сбоку, подмечает, ищет паузу. Говорит почти шепотом и только по существу, – говорит Наталья Акулова. – Каждый день сюда идут толпы! В крошечной каморке-мастерской за одним столом с удовольствием лепят своих зайцев, медведей и гномов почти слепой мальчик, девочка, которая ничего не слышит, французы, которые учатся в школе при посольстве Франции, дети из соседних школ, районов и округов».

Талантливейший педагог, имеющий дар от Бога, умел развить в мальчишках и девчонках интерес к предмету, старание, вкус.

«Ребенка нужно все время поощрять, чтобы у него не пропал интерес к предмету, –  размышляет Юрий Григорьев. – Ребенку должен сопутствовать успех. Поэтому мы всегда выставляли их работы. Грамоты приносили пачками. Выставлялись мы в разных районных помещениях, в зоопарке, в театральных конкурсах, в Московском доме национальностей… А еще нам разрешали продавать свои работы, и дети зарабатывали до 1500 рублей за день. Я считаю это очень важным».

 

«Когда мне сказали – выезжайте в течение 24 часов, у меня был шок», — говорит Юрий Григорьев. Сейчас детям хотят предоставить другое помещение, но оно, утверждает педагог, без окон, полуподвальное, площадью раз в шесть меньше нынешнего. Родители с таким решением властей не согласны и хотят добиваться справедливости: надеются, что студию все же оставят в покое, или же предоставят детям соответствующее по размеру и условиям помещение.

Студия Юрия Юрьевича Григорьева не должна закрыться!

«Нравится вам работать с детьми?» — спрашиваю я Юрия Юрьевича. «Это кайф! – отвечает педагог. – Ты видишь, как ребенок меняется на глазах».

Фото: Павел Смертин

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version