Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

12 способов подружиться с крупным донором: опыт фонда «Старость в радость»

Как попасть в большой бизнес, наладить выгодное партнерство с компанией-донором и в то же время не дать сесть себе на шею – Ольга Дондэ, член попечительского совета фонда, делится лучшими практиками

Ольга Дондэ. Изображение с сайта deskgram.org

Создайте попечительский совет, чтобы быть на равных с крупными донорами

– Если у НКО один ведущий благотворитель и он выставляет сложные и тяжелые требования, решением может стать создание попечительского совета. Два-три попечителя могут уравновесить пожелания и требования друг друга, распределить между собой финансирование различных задач.

Обычно все успешные предприниматели поддерживают создание попечительского совета. Они понимают, что группа сотрудников эффективнее одного «бэтмена».

Нужно помнить, что взаимоотношения с донором – это процесс договоренностей. Если ты взял деньги, надо максимально соответствовать ожиданиям компании. Но если ты не можешь им соответствовать, а переговоры ни к чему не приводят – прекращай брать деньги, ищи другие способы реализовать благотворительные проекты.

Учитывайте специфику иностранных и российских компаний

– В международных компаниях благотворительные мероприятия, как правило, – обязательная часть корпоративной политики, на них выделены бюджеты и ответственные сотрудники. Даже если в фирме сменится команда, программы и стандарты взаимодействия с НКО останутся прежними.

В этом, конечно, большой плюс партнерства с иностранными донорами. В российских компаниях многое зависит от конкретной личности – владельца компании. А значит, при смене команды возникает риск лишиться поддержки.

С другой стороны, при взаимодействии с международными компаниями НКО надо учитывать нюансы, связанные с оформлением бухгалтерской отчетности, возможные требования по организации валютных переводов, если средства поступают из головного офиса.

Мы в фонде позитивно оцениваем сотрудничество именно с отечественными компаниями. Например, прямо сейчас идет интересный проект по созданию полноценного аналога многофункциональной кровати с партнерами в Рязанской области. По предварительным оценкам инженеров, кровать будет стоить на 25-30% дешевле, без потери качества. Таким образом, «Старость в радость» помогает развивать малый и средний бизнес в регионах России на реальном производстве.

Начинайте с маленьких проектов

– В нашем случае у компаний возникает человеческий интерес к теме поддержки пожилых людей. Определяются сферы интересов и возможности взаимодействия. Делаются пробные проекты и становится понятным направление дальнейших действий.

Именно так фонд сотрудничает с подрядчиком по ремонтным работам в домах престарелых, компанией «Ржевмаш». Уже несколько лет они активно помогают нам проводить сложные ремонтные работы – с заменой инженерной инфраструктуры в огромном доме престарелых города Ржева, Тверской области, где постоянно живет почти 600 человек. По нашим оценкам, суммарная экономия за счет проведенных дополнительных работ силами подрядчика более 1 млн рублей.

Не воспринимайте бизнес, как «денежный мешок»

Изображение с сайта starikam.org

– Отношения НКО с предпринимателями должны строиться не по схеме «получил деньги – потратил на что захотел», а в формате партнерства. Только так можно добиться результата при любой модели взаимодействия.

Например, в новогодние праздники фонду «Старость в радость» требуются специальные помещения для сбора и хранения подарков для одиноких пожилых людей. На этот горячий период компания «САМОСКЛАД» в 2016 и 2017 году предоставила фонду свои складские площади. Сотрудничество продолжилось: в течение года фонд арендует у компании склад для своих нужд по минимальной цене, со скидкой.

Такой формат взаимодействия позволил фонду уже сэкономить более 1,5 млн рублей, а компания не только смогла реализовать интересный проект и проявить себя в зоне социальной ответственности, но и получила приток новых посетителей на свою площадку, логотип в разделе партнеров, и фонд при каждой возможности от души благодарит их за поддержку.

Важный момент. Это не бартерные отношения в чистом виде. Мы не можем поменять что-то конкретное от партнера (склад, денежное пожертвование, товары) на что-то конкретное от Фонда (обязательное размещение пресс-релиза в СМИ, точное количество подписчиков или посетителей из числа волонтеров Фонда и т.д.).

Поставьте себя на место руководителя

– Подумайте: чем я, как НКО, могу быть интересен именно этой фирме? Может быть, с моим фондом будут охотно сотрудничать производители ортопедической обуви? Или производители средств для уборки?

Например, фонд «Старость в радость» сотрудничает с брендом «Белла -Восток», который изготавливает товары для гигиены и специальные средства ухода. А также регулярно поставляет их домам престарелых. Здесь очень понятный и прозрачный формат взаимодействия, а эти факторы обычно для компаний очень важны. Наши партнеры не только предоставляют значительные скидки на товары для благотворительного проекта, но и очень заинтересованы в том, чтобы поделиться современными знаниями, новыми продуктами и наработками, в том числе, и в формате профильных международных конференций.

У международных компаний весьма прозрачен и сам фокус направлений благотворительной деятельности, в который они готовы вкладывать деньги и человеческие ресурсы. У таких партнеров обычно имеются планы по развитию определенных направлений корпоративной социальной ответственности – изучив их, можно понять, насколько ваш фонд и эта компания могут быть полезны друг другу.

Если вы маленькая НКО, ищите поддержку через проводников

– В мир большого бизнеса помогут попасть системообразующие фонды – Фонд Тимченко, Фонд Усманова, Фонд Президентских грантов, Фонд «Наше Будущее», «Гранты мэра Москвы для НКО». Эти фонды могут познакомить компании с НКО, рассказать о них в рамках своих мероприятий. Но, конечно, выстраивание отношений с крупными благотворителями требует значительных усилий и зрелости от самих сотрудников некоммерческой организации. Нужно не раз и не два рассказывать о себе потенциальным компаниям-партнерам. Нужно ходить на профессиональные мероприятия. И реализовывать проекты с таким уровнем качества, чтобы бизнесу было интересно продолжать сотрудничество с достойным некоммерческим партнером. Нужно заниматься профессиональным развитием сотрудников.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Договаривайтесь на берегу и составьте план B

– В самом начале работает стандартная бизнес-схема взаимодействия двух организаций-партнеров: нужно оговорить цели, результаты, освещение в СМИ, степень вовлечения сотрудников фонда и сотрудников компании, продолжительность проекта, регион взаимодействия.

При этом в НКО изначально должен иметься план действий на случай, если компания-партнер, пообещавшая определенную сумму, по тем или иным причинам прекратит финансирование. Потому что сложно смотреть в глаза больным детям или старикам, которым ты, например, уже обещал проведение операций.

Работу по привлечению крупных благотворителей, сторонников и партнеров останавливать нельзя, это очень кооперативная деятельность, где хватит места и задач для всех.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

Пройдите бесплатное обучение за счет бизнеса

Изображение с сайта piter-trening.ru

– Многие крупные корпорации проводят бизнес-тренинги и иные занятия для работников НКО бесплатно: такие программы предоставляет, например, аудиторско-консалтинговая группа PWC совместно с фондом «Друзья». Он, кстати, системно поддерживает фонд «Старость в радость»; а также корпоративные университеты крупных компаний и уже названные системообразующие фонды.

Если обучение прошел руководитель, то эффект виден немедленно. Например, обучение в Сколково позволило руководителям фонда «Старость в радость» трансформировать оргструктуру Фонда, развивая пиар и фандрайзинговое подразделение, аналитический и экспертные блоки. Также фонд разработал новую стратегию взаимодействия с регионами, инициировал создание в России системы долговременного ухода за пожилыми людьми и уже приступил к реализации этого проекта в шести областях страны. Суть СДУ в том, что люди, нуждающиеся в долговременном уходе, как можно дольше остаются дома: в этом им и их родным помогут социальные службы.

Станьте добровольцем в эксперименте компании

– У некоторых компаний есть «фишки» (уникальные процедуры или продукты), которые они хотели бы продвинуть или протестировать на целевой аудитории. И некоторые НКО могут дать им эту возможность.

Например, партнер Фонда «Старость в радость» PHILIN – компания обеспечивает ведение бухгалтерии, кадрового и юридического обеспечения – сейчас внедряют новый продукт, специализированную CRM систему управления отношениями с партнерами для НКО и социальной сферы. Активное участие в Альфа-тестировании этого продукта, естественно, дает возможности и преференции в период применения и будущего использования системы.

Моя компания по подбору руководителей AGILIUM Worldwide Executive Search/FWES также pro bono ищет руководителей НКО и ключевых сотрудников, чтобы помогать решать очень креативные порой задачи. В том числе – сформировать совет попечителей, привлечь благотворителей и звезд, провести оргсессии, коучинговые встречи, оценку персонала. Словом, все то, что обычно мы делаем для коммерческих структур, а для НКО – на волонтерских началах.

За последние три года я лично общалась в связи с этим с большинством крупных НКО. Приятно видеть, когда результат работы «твоего кандидата» увеличивает эффективность фонда в разы: фандрайзинг, охват, мероприятия, регионы, не сдвигаемые пласты начинают тектонические движения, и, казалось бы, нерешаемые задачи уже даже на уровне государства находят своих проводников и происходят видимые изменения.

Привлекайте на работу в НКО сотрудников из бизнеса

– Они привносят свой опыт и свои матрицы взаимодействия в работу с НКО. Этими сотрудниками могут быть люди старшего поколения – те, кому труднее найти работу, кто не готов трудиться в режиме 24/7. Эти люди могут стать точкой роста для НКО.

Тезис о том, что наиболее эффективно работают молодые – это симптом определенной ригидности сознания нашего общества. Но думаю, мы сможем от нее избавиться. Потому что количество молодых людей, которые могут эффективно работать, уменьшается. В мировом тренде – работа как часть здорового образа жизни, как залог долголетия.

Думаю, уже лет через пять уйдут начальники, привыкшие нанимать 27-30-летних кандидатов, поколенческое восприятие изменится. А пока я советую людям в возрасте 50+ быть активнее: чаще взаимодействовать с кадровыми агентствами, с порталами по трудоустройству, напрямую писать письма в компании. Кстати, формально указывать возраст в резюме вас никто не просит.

Например, в резюме, которые приходят к нам как к рекрутинговой компании международной сети, по стандарту не указывают информацию о возрасте.

Естественно, ты приблизительно понимаешь возраст кандидата – по году окончания вуза, времени начала карьеры. Но, в первую очередь, ты смотришь на профессиональный уровень сотрудника. И, думаю, лет через пять возраст перестанет быть камнем преткновения при рассмотрении кандидатур.

Пробуйте новые форматы

Программа «Внуки по переписке». изображение с сайта starikam.org

– Сегодня имеются различные модели прямого получения финансовых средств от бизнесменов. Например, участники проекта Meet for charity, Dreamone и Experum оплачивают встречи (скажем, завтрак или консультацию) с известным предпринимателем или селебрити, а собранные средства перечисляются благотворительным фондам. Честно скажу, на своем опыте убедилась, что это очень волнительное мероприятие. Но, вне всякого сомнения, отличная возможность привлечь внимание к теме поддержки пожилых людей.

Еще один интересный формат – благотворительные подарки на день рождения. Многие успешные предприниматели и деятели культуры с удовольствием размещают в соцсетях сообщения: на день рождения вместо подарков я бы хотел/хотела, чтобы, например, в ижевском доме престарелых появился забор – давайте соберем средства на этот конкретный подарок.

Увлекайте школьников и студентов

– У фонда «Старость в радость» есть несколько программ, ориентированных на молодежь. Это, во-первых, программа «Внуки по переписке»: дети, подростки и студенты отправляют конкретным людям открытки к праздникам (9 Мая, 8 Марта, Новый год и т.д.). Часто из этих праздничных открыток вырастает переписка: пожилые люди отвечают, и даже когда эти связи прекращаются, они оставляют след в душе у детей.

В школах мы проводим уроки благотворительности, где рассказываем о фонде, о том, как можно участвовать в программах фонда «Старость в радость». Например, дети вместе с одноклассниками и родителями ездят в дома престарелых: выступают перед пожилыми людьми, передают им необходимые вещи, продукты.

Весной и летом работают волонтерские лагеря, куда ездят, в основном, студенты: они помогают делать косметический ремонт домов престарелых и обустраивают прилегающую территорию.

Эти дни, проведенные с родителями и одноклассниками, с сокурсниками надолго остаются в памяти. А когда помощь пожилым становится системой, дети приобретают замечательный стандарт поведения: помогать – это просто, обязательно и хорошо.

Ольга Дондэ – высококлассный эксперт в области executive search, занимается подбором топ-менеджеров в коммерческие компании. Член попечительского совета фонда «Старость в радость», автор и ведущая телепередачи о благотворительности и социальной ответственности «Больше, чем бизнес», управляющий партнер российского офиса международной компании по подбору руководителей AGILIUM Worldwide Executive Search/FWES. Свободно говорит на четырех языках, у нее четверо дочерей.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?