Одна из самых многочисленных групп на сегодняшний день (после анонимных алкоголиков и наркоманов) – это взрослые дети из алкогольных (далее ВДА. – Ред.) и дисфункциональных семей, в Москве на сегодняшний день функционирует больше 40 групп, а мире – более 1000 (информация с официального сайта «ВДА – Москва» и из литературы сообщества Большой красной книги). Есть и финансовые сообщества, так, анонимные должники помогают выбраться из долгов, обрести ясность в сфере финансов и улучшить свое материальное состояние. Собрания проходят ежедневно.
А также есть группы для тех, чьи близкие страдают алкогольной или наркотической зависимостью, – здесь можно обрести поддержку и устойчивость вне зависимости от того, употребляют ли члены семьи или нет. Сообщество помогает освободиться от гнета зависимости близкого, начать жить собственной жизнью и спасти в первую очередь самого себя.
Все перечисленные выше программы являются частью международного 12-шагового сообщества и помогают людям справиться с пагубными зависимостями. Обратиться за помощью может каждый, в любой момент. В условиях полной анонимности и совершенно бесплатно.
За каждой рассказанной на группе историей стоит чья-то жизнь, которая, как делятся герои публикации, неизбежно меняется к лучшему, если работать по программе 12 шагов – следовать ее простым рекомендациям на ежедневной основе.
Взрослая дочь алкоголика из дисфункциональной семьи
– У меня были идеи, как улучшить свою жизнь, но все они не работали. Я чего-то хотела – получала и все равно оставалась несчастной. Хотела семью – получила семью и стала несчастна, развелась. Хотела карьеру – получила карьеру и стала несчастна, мучилась на работе. Хотела денег – получила денег, но счастья и они не принесли. Хотела дом – купила квартиру в ипотеку, выплатила, но и в этом не было счастья. У меня было ощущение, что все, к чему я ни прикасаюсь, рушится, ломается в моих руках.
А потом я захотела ребенка, верила, что стану счастливой, – забеременела – и сделала аборт. Тогда я поняла, что это совсем дно. Я чувствовала себя крайне эгоистичной – я завела ребенка, потому что мне так хотелось, и я убила его, потому что мне так захотелось.
Я ни с кем не могла этим поделиться, даже с отцом ребенка – о беременности он знал, но я ему соврала и сказала, что случился выкидыш. Было стыдно и надо было держать фасад. На тот момент у меня ни с кем не было по-настоящему близких отношений. Я чувствовала себя сумасшедшей, неадекватной и боялась собственного поведения.
Мне было настолько плохо, что я вбила в поисковике: «Мне плохо, я не знаю, что мне делать, помогите!» – так и оказалась на первом собрании в программе 12 шагов.
Ей было 29 лет и формально N. преуспевала в своей жизни – держать фасад зависимые люди учатся с раннего детства.
На первом же собрании, слушая высказывания участников группы, N. поняла, что у нее проблемы с зависимостью, но не от веществ, а от других людей, их мнений и эмоций. Это помогло определиться с подходящим 12-шаговым сообществом. Для N. им стал Back to Вasics. Здесь выздоравливают люди от любого вида зависимости: алкогольной, наркотической, пищевой, от трудоголизма и созависимости.
«Back to Вasics – это своего рода панк-сообщество среди 12-шаговых программ, я знаю лично людей, которым оно спасло жизнь. На собрания можно приходить всем, со всеми зависимостями, со всеми проблемами, с любой болью». Выздоровление проходит по методике, по которой работали самые первые анонимные алкоголики, это практически то, чем занимался Бил Уилсон (один из основателей 12-шаговой программы Анонимных алкоголиков).
«Back to Вasics, конечно же, является 12-шаговым сообществом. У меня с моими подружками по сообществу был такой опыт, и не один раз: «А давайте сходим в Back to Вasics за Богом, здесь очень много Бога, такие истории невероятные рассказывают, приходишь сюда и понимаешь, что все Богом сделано! Я с большим уважением отношусь к этой программе», – делится своим личным опытом Е., которая посещает программу регулярно более 10 лет.
«Back to Вasics очень полезна, у многих есть на нее отклик, но это не 12-шаговое сообщество, это христианское понимание программы, которым делятся авторы Back to Вasics», – считает Евгений Проценко, психолог, директор реабилитационных программ «Старый свет».
N. делится, что для нее стало огромной поддержкой, что здесь люди встречаются каждый день: – Это было непостижимо, и я тогда первый раз заплакала на группе, потому что «каждый день» для меня означало то, что я могу попросить помощи в любой момент. На первое собрание я пришла совсем убитая, у меня были потухшие глаза и заплаканное лицо. Когда попросили представиться новичков, я не знала, что сказать и сказала: «Привет! Я N., и я – зависимая».
После собрания ко мне подошли люди, моя первая эмоция была недоверие. Мне казалось, что никто не может просто так спросить, как у меня дела. Меня потрясало, когда некоторые ребята после группы давали мне свой телефон и говорили: «Я на связи 24/7, я могу тебе не ответить сразу, но я обязательно перезвоню».
Какое-то время N. просто ходила на группы и слушала, что говорят другие участники. У этих людей было то, чего у нее не было, – горящие глаза, они казались живыми, счастливыми, но при этом не указывали, как жить другим, не поучали. Они просто делились своими историями, и эти истории в чем-то были похожи на то, что переживала N.
Через какое-то время у N. появится спонсор. На языке программы – это наставник, человек, который имеет больший опыт выздоровления в сообществе, в том числе и в прохождении 12 шагов.
«Мне больше нравится слово наставник, хотя тех, кого я веду по шагам, я называю спонсируемыми.
Наставник – это человек, который идет рядом по программе, передает свой опыт, к которому можно обращаться за помощью в прохождении программы и в трудных ситуациях. Это, на мой взгляд, неизбежно необходимая часть программы и она про взращивание духовности.
Для меня ценность спонсора в том, что я могу просить о помощи, получать обратную связь и не просто какие-то рекомендации, а реальный опыт, как схожую ситуацию проживал другой человек», – делится Е., программу 12 шагов Е. посещает регулярно в течение 12 лет, за это время она становилась наставником более 30 раз и участвовала в открытии шести новых групп ВДА.
Появление спонсора и регулярные посещения собраний помогли N. справиться с чувством ненужности и брошенности. «Я больше не была одинока. Самыми трудными для меня стали 4-й и 5-й шаги, мне предстояло рассказать о своей жизни, а я казалась себе самым плохим человеком на свете. И я обалдела, когда никто меня не осудил, а в ответ я услышала схожий опыт и принятие. Были девушки, которые тоже делали аборты. Мне сложно простить себя за это и до сих пор непросто об этом говорить.
Мне снова захотелось жить».
По завершении прохождения 12 шагов – под «прохождением шагов» подразумевается прописывание ответов на вопросы, чтение литературы и зачитывание написанного спонсору и доверенным членам сообщества – наставник N. порекомендовала ей посещать собрания ВДА.
В программе ВДА прохождение шагов – это ступеньки духовного роста, способ поиска и взращивания любящего родителя. «Это все прекрасные слова, но невозможно сесть и сказать себе: «Все теперь я буду для себя любящим родителем!» Это обретается по мере прохождения шагов, постепенно», – делится своим опытом Е., шаги в программе ВДА Е. проходила два раза и десятки раз проводила по ним других участников программы.
Привет, я А. И моя дочь наркоманка
Первый раз в программе 12 шагов А. оказался 23 февраля 2020 года. «На группе были одни женщины, и я – единственный мужчина, мне было страшно, я очень стеснительный. А тут все говорили слова поддержки, и какая-то это была ненавязчивая поддержка – улыбкой, принятием, появилось ощущение, что со своими проблемами я не одинок, что я могу рассказать о них, могу поделиться».
Группа называлась «Нар-Анон» – это сообщество людей, на жизнь которых повлияла наркомания близкого человека. А. пришел сюда из-за дочери, ей было 17, и оказалось, что она употребляет наркотики. Как потом выяснилось, с 14 лет.
«Когда я узнал, я испытал страх и отчаяние, все пропало, жизнь прошла зря, зачем живу, куда иду, кто виноват, что делать, кому заплатить, чтобы это все поскорее закончилось! Сначала было мощнейшее отрицание, я думаю, что, даже если бы она при мне принимала таблетки и кололась, я бы отрицал. Как я могу принять, что моя дочь – наркоманка?
Страх был и за себя – как окружающие это примут, как на меня будут смотреть, что за дочь я воспитал?»
О группах А. узнал в реабилитационном центре, куда они с женой поместили дочь. Он признается, что изначально нашел в себе силы пойти на собрание для того, чтобы «выздороветь» своего ребенка и понять, как общаться с ней после возвращения из центра домой. Постепенно фокус с дочери стал смещаться на себя.
«Первое облегчение я испытал, когда услышал на группе три «не»: я не виноват, я не причина, и я не могу ее вылечить. Наркомания – это болезнь, в том числе значение имеет и генетическая предрасположенность, и многие другие факторы. Я не контролирую эту болезнь, я могу работать только с собой. Все эти осознания не пришли разом, это каждодневная работа по шагам».
А. делится, что порой это очень нудная работа, но, если заниматься ей каждый день – сначала прописывать шаги, а постепенно и жить согласно духовным принципам программы – в жизнь приходят спокойствие и доверие. Помогают и девизы программы – прогресс, а не совершенство, тише едешь, дальше будешь.
«Поразительно, но, когда я узнал о наркомании дочери, первая мысль была о том, как она сдаст ЕГЭ. Я был одержим этим. Я не думал тогда, выживет ли она. Я думал о ЕГЭ, на меня сильно влиял социум, сейчас пришло понимание, что это не самое важное – кто что подумает и скажет. В какой-то момент мы сами рассказали все родственникам и близким друзьям. И знаете, оказалось, что им все равно, у каждого своя жизнь».
В течение следующих лет А. с супругой регулярно посещали группы, дочь проходила социальную реабилитацию после лечения в центре. Жизнь стала налаживаться.
А потом наступил срыв.
Пережить его снова помогли группы. Дочь А. также приняла решение начать выздоровление в программе 12 шагов в сообществе Анонимные наркоманы.
Путь к более счастливой и свободной жизни в каждом 12-шаговом сообществе начинается с принятия бессилия перед зависимостью. Капитуляцией. Сдачей. Это и есть первый шаг из двенадцати. Следом идет второй шаг – попытка довериться, просто допустить, что в этом мире есть сила более могущественная, чем собственная.
А на третьем шаге в жизни начинаются чудеса.
«Программа возникла на христианских основаниях и на христианских ценностях существует, она не конфессиональна, не религиозна и не предполагает миссионерством в религиозном плане заниматься, то есть обращением людей в религию, но при этом механизмы работают те же, что и в Церкви», – отмечает Евгений Проценко, психолог, директор реабилитационных программ «Старый свет».
«Я пришла в программу, будучи в определенной конфессии, и я в ней укрепилась. Я стала все как будто бы глубже воспринимать, не поверхностно. Такой мой опыт. У других он может быть совершенно другой. У меня был такой период, когда я спрашивала у новичков в программе: «Как ты пришел в сообщество?» В ответ, как правило, рассказывали какую-то тяжелую историю, и заканчивалась она одинаково: «Я взмолился Богу, чтобы Он мне помог». Причем это были люди и верующие, и неверующие, в программе есть и атеисты. И после этого каждый находил свой путь прихода в программу», – делится Е., участница 12-шагового сообщества.
Сегодня не занимала и не планирую
«Привет. Меня зовут М., у меня трое детей. Мы живем в квартире у моей мамы и кое-как сводим концы с концами. Я периодически занимаю деньги на продукты для детей. Ворую еду. Работаю на рынке, получаю 37 000 рублей», – с этого высказывания началась история М. в программе Анонимных должников.
Первым изменением в жизни М. после прихода в 12-шаговое сообщество стало увольнение. И почти сразу случилось чудо программы – знакомая предложила новую работу с зарплатой 80 000 рублей. «Я не поверила своим глазам и ушам. Боже, какие деньги! Я таких в жизни не видела. Получать я стала еще больше – 120 000, и тут же ушла из программы. Всем спасибо. До свидания!
Мой второй заход в Анонимные должники случился два года назад. Я вернулась в программу с долгами. Моя подруга печет торты на заказ, я приехала к ней забирать торт, а она сказала, что выздоравливает в «должниках» и что ее жизнь сильно наладилась. Хотя мой доход на тот момент увеличится в три раза, но и долги увеличились в три раза. Я стала должна всем: в магазине занимала по 5000 детям на обувь, мне самой не хватало на колготки, у меня был кредит, кредитка и вечный ужас – найти, успеть перебросить со счета на счет, перекрутиться, чтобы пени не пошли. Бесконечное напряжение и внутренний ад».
В программу М. вернулась перед самым Новым годом. Все имеющиеся деньги были на кредитке, а условие программы – порезать карту. В этом случае в канун праздника она оставалась с 200 рублями. Но благодаря своему опыту М. уже знала, Анонимные должники – духовная программа, а должничество – это болезнь.
«Там, где я не могу, – Бог может. Третий шаг в программе звучит как «приняли решение доверить свою жизнь заботе Бога, как я Его понимаю».
Я обернулась на свою жизнь и увидела, что мой образ мыслей и мои идеи не работают. Иначе я бы не пришла в точку, где каждый день нужно крутиться и изворачиваться. Я перестала бороться и стала делать все, что говорит мне программа. Дети без подарков на Новый год? Хорошо. У меня 200 рублей? Справлюсь. Боже, позаботься обо мне как можешь, я сдаюсь».
Сейчас те 200 рублей переросли в свой развивающийся бизнес, у М. появилась своя квартира, она ипотечная, но она трехкомнатная и она есть. Вместо долгов появился отпуск три раза в год.
«Для меня Анонимные должники – это программа про изобилие. Оказалось, что не обязательно разбиваться в кровь, чтобы поменять свое финансовое положение, мне достаточно не контролировать ситуацию, следовать рекомендациям программы, вести таблицу учета доходов и расходов и капитулировать, когда я ничего не могу сделать. На сегодняшний день у меня появилось то, о чем я даже не мечтала. Бывает, что я про это забываю и это становится обыденностью, но на самом деле то, что дарует мне программа Анонимные должники, – чудо!»
Мужество изменить то, что могу
Чудом А. называет перемены и в своей жизни, и в жизни своей семьи.
«Мы все сильно повзрослели за эти четыре года, в нашей семье стали более честные отношения, стало меньше страха. У меня лично ушел страх потери отношений и потери семьи, стало понятно, что я никак не смогу удержать человека, если он захочет уйти».
После срыва дочь не употребляет наркотики больше двух лет. Живет отдельно. А. продолжает посещать группы.
«Сейчас страх, конечно, тоже, бывает, возвращается. На это у меня есть программные инструменты. Я знаю, что делать. Приходить на собрания. Честно делиться своими переживаниями и опытом.
Когда я понял, что в центре мира есть Бог и мы все вокруг него, а не как я думал до прихода в программу – в центре мира я и вокруг меня Бог, люди, родственники и все остальные, – это осознание буквально перевернуло мою жизнь!»
Самый точный и самый быстрый способ определить свою зависимость, проще говоря, понять «по чему болит душа» (если речь не идет о явных зависимостях от алкоголя и наркотиков) – это прийти на собрание. Группы проходят и в онлайн-форматах. Расписание имеется на сайтах сообществ, встречи проходят регулярно, ежедневно, несколько раз в день. Само участие в группах анонимно – представляться можно даже вымышленным именем. И бесплатно – никаких сборов и оплат. На собраниях не обязательно высказываться. Можно просто прийти и послушать. Никто не будет давать советы и задавать вопросы.
Программы 12 шагов простые, но не легкие. Выздоровление не приходит в одночасье, однако при регулярном посещении собраний и выполнении рекомендаций оно становится неизбежным. На это могут уйти годы.
«Несмотря на рекомендацию спонсора из моей первой программы Back to Вasics, которая вернула меня к жизни, я не спешила продолжать свое выздоровление в программе ВДА – взрослых детей алкоголиков из дисфункциональных семей», – продолжает делиться своей историей N. Это сообщество, которое также является разновидностью 12-шаговой программы, и его название как будто говорит само за себя. Прийти сюда можно в любом возрасте, если проблемы, пережитые в детстве в родительской семье, не дают жить своей жизнью во взрослом возрасте и становятся причиной душевной боли. На официальном сайте и в литературе сообщества есть список характерных особенностей, 14 черт, которые описывают последствия воспитания в алкогольной или другой нездоровой семье.
Помог случай
«Я поехала в гости к родственникам, и, видимо, к тому моменту я уже забыла, что такое семейные пьянки, так как жила одна. Я невольно снова погрузилась в эту атмосферу и почувствовала себя маленькой. Там был мой папа и муж моей сестры, они напились, начали орать, петь и делать неприличные жесты. И еще там был маленький сын сестры, который смотрел на это какими-то остановившимися глазами и даже не плакал. Видимо, я себя с ним соотнесла и вспомнила свое детство, вспомнила, как это небезопасно и страшно. Я не смогла защитить его тогда и вывести из квартиры, вместо этого я расплакалась и у меня началась истерика.
Больнее стало от того, что мой папа, будучи пьяным в дребедень, пытался обо мне позаботиться, он попросил меня не пить холодную воду и попытался разбавить ее кипятком, взял своими трясущимися руками кипящий чайник и чуть не обжег себе руки», – рассказывает N.
После той поездки N. признала, что она не может изменить свое детство и своих родителей, но может помочь себе в настоящем. Пришла готовность продолжить выздоровление в программе. «Я пошла в ВДА, потому что во время той ссоры я осознала, что внутри меня сидит такой же ребенок с остановившимся взглядом, как мой племянник. И я хотела научиться заботиться о нем».
С тех пор прошло четыре года. Жизнь N., как и жизни сотен тысяч людей, выздоравливающих в 12-шаговых программах по всему миру, разделилась на «до» и «после». Пришло понимание, что мир – это не что-то враждебное и болезненное.
«Я знаком со многими 12-шаговыми программами. И они действительно дают решения в проблемах зависимостей. Причем не просто решения, а решения, основанные на духовных принципах», – делится своим опытом Евгений Проценко.
Мы не одиноки. И в каждом городе нас окружают люди с похожими проблемами. И эти люди готовы помочь и поддержать. Если Бог в жизни будет на первом месте, то все остальное тоже постепенно окажется на своих местах.
Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ