Святитель Лука (1877–1961) жил на сломе двух веков, но ни революция, ни сталинизм, ни ссылки, ни блестящая карьера не помешали ему стать святым.
В какой атмосфере прошло его детство? Был ли он послушным сыном? Известно, что в юности святитель пережил увлечение толстовством и даже обращался к великому писателю с просьбой повлиять на свою мать, не принимавшую идей «властителя дум».
А еще в юности святитель мечтал стать художником, но позже изменил свои планы и стал блестящим врачом-хирургом. Успешная карьера, желание заниматься наукой позже даже составили серьезную конкуренцию вере святителя – о своих падениях он искренне рассказывает в записках о жизни.
Владыка был женат и имел четверо детей. Но брак его не стал счастливым. После смерти жены от туберкулеза, через некоторое время будущий святитель принимает священство, монашество. С тех пор его жизнь связана с Церковью, но он продолжает практиковать, достигая великолепных результатов и даже получив в 1946 году Сталинскую премию.
Его авторитет был так высок, что в учебной аудитории медвузов он читает лекции в священническом облачении с крестом.
К концу жизни у владыки резко ослабло зрение, и шесть лет он провел в полной слепоте. «Я принял как Божию волю быть мне слепым до смерти, и принял спокойно, даже с благодарностью Богу».
Владыка умер в день всех святых, в земле Российской просиявших – в 1961 году этот переходящий праздник пришелся на 11 июня.
На похороны собрались тысячи людей – никто и подумать не мог, что в Симферополе так много верующих. «Людей было везде полно, улицы забиты, прекратилось абсолютно все движение. По этой улице можно пройти за двадцать минут, но мы шли три с половиной часа; и на деревьях люди были, на балконах, на крышах домов. Это было что-то такое, чего никогда в Симферополе не было… таких похорон, таких почестей!» – вспоминали очевидцы.
В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе владыка Лука (Войно-Ясенецкий) был канонизирован.
Мы собрали для вас полную, подробную биографию святителя с малоизвестными фактами и редкими историческими фотографиями.
Земский врач
Владыка Лука был не только отличным хирургом, но и умелым энергичным организатором. С 1910 года он назначен главврачом земской больницы Переславля-Залесского.
Земским врачам приходилось быть педиатрами, акушерами, терапевтами, хирургами, стоматологами одновременно. Это давало огромный опыт, но требовало особой трудоспособности, да и таланта. Будущий святитель успевал и руководить, и практиковать.
Он постоянно искал и внедрял во вверенной ему больнице новые методы лечения. Ввёл обязательное обеззараживание рук и пытался ввести использование перчаток во время операции (тогда эта перспективная практика не прижилась, так как перчатки делались из грубого материала, и пользоваться ими было неудобно) ; пытался получить для больницы рентгеновский аппарат. Одновременно руководил постройкой нового «цементно-бетонного» корпуса.
Публика земской больницы была в основном простая: крестьяне, мещане, рабочие. Только люди обеспеченные могли позволить себе частного доктора. Поэтому описание «кейсов», которые решал Войно-Ясенецкий в Переславле, кажутся сводкой из криминальной хроники: «12-летний мальчик, который получил удар поленом, приведший к перелому черепа», «45-летний Василий, который причиной болезни считает подъём 7-пудового камня», «73-летняя Надежда, которая пострадала от удара в живот рогом коровы» и, наконец, «сорокалетний Спиридон, который в пьяном виде вырвал себе глаза, чтобы не смотреть на женщин, к которым «имеет слабость».
О Переславском периоде святителя Луки и его земских буднях читайте в нашем тексте:
Святитель Лука в тюрьмах и ссылках
В общей сложности в тюрьмах и ссылках владыка провел 11 лет. Но не переставал заниматься ни медициной, ни проповедью веры – невзирая на запреты властей.
Однажды чиновники из Туруханска, в одном из мест ссылки владыки, решили перевести его из города в поселок подальше. Крестьяне и жители тундры были возмущены тем, что из краевого центра выслали единственного врача, к тому же первоклассного хирурга. Недовольство населения даже затормозило заготовку пушнины. Владыку решено было вернуть в Туруханск.
В архангельской ссылке свт. Лука всерьез увлекся исследованием народных методов лечения гнойных ран. Результаты были внесены в главный научный труд владыки: Очерки гнойной хирургии.
Во время войны, находясь в Красноярске, владыка посылает телеграмму Калинину, председателю Президиума Верховного Совета СССР, с просьбой прервать ссылку и направить его для работы в госпиталь на фронте или в тылу. «По окончании войны, – писал он, – готов вернуться в ссылку».
Ответ пришел незамедлительно – приказано было назначить епископа консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, но оставить на положении ссыльного.
«Тяжело переживаю смерть больных после операции, – писал свт. Лука в этот период жизни сыну. – Было три смерти в операционной, и они меня положительно подкосили».
Сильно травмировал его также непрофессионализм других сотрудников. «Я дошел до очень большой раздражительности и на днях перенес столь тяжкий приступ гнева, что пришлось принять дозу брома, вспрыснуть камфару, возникла судорожная одышка», – признавался он в другом письме.
Зато благодарность раненых поднимала ему настроение. «Командиры из больных вызывали директора обувной фабрики, заказали ему ботинки для меня по мерке, велели во что бы то ни стало достать резиновые сапоги для операций».
О трех главных ссылках владыки, о том, как удавалось ему в тяжелых условиях и откровенно враждебном окружении лечить людей и служить в храмах, читайте в нашем тексте историка Нины Кайшаури.
Зачем страдает человек
Известна книга святителя «Я полюбил страдание».
Название у многих вызывает вопросы и недоумения: христиане призваны терпеть, переносить страдания, но надо ли их любить и для чего?
Вопрос действительно непростой. За разъяснением мы обратились к биографу святителя Луки, автору книги о святителе Луке, протодиакону Василию Марущаку из Симферополя.
– Когда мы вырываем из контекста эти слова «я полюбил страдания», мы, действительно, не можем ничего понять, – рассуждает он. – А под контекстом я понимаю не цитаты, а саму жизнь владыки-мученика и его личные отношения с Господом.
Казалось бы, страдания – всегда некий отрицательный, болезненный опыт, которого человек по самой природе своей стремится избежать. И святитель Лука пытался: объявлял голодовку, протестуя против конвейера допросов без сна, подписал в полубессознательном состоянии обвинительные показания о собственном шпионстве, потом от них же отрекся.
Но в какой-то момент все меняется. Когда его послали в этот станок Плахино на край земли, свирепой зимой без теплой одежды, по сути – насмерть, потому что в естественном состоянии человек таких условий не вынесет, – довезут его окоченевший труп, где-то выбросят полярным лисицам на съедение и все, – именно тогда владыка Лука говорит: «И в это время я чувствовал, что рядом со мной находится Господь мой Иисус Христос, который поддерживает и укрепляет меня».
Что же произошло? Сам святитель только констатирует факт, не комментируя его. Но мы знаем из опыта святых, переживающих близость Божию, – с этим ничто не сравнится! Все вдруг утихает, все тревоги и страхи, все вообще, и остается только любящий Господь, разделяющий твою судьбу. Его любовь ты ощущаешь так сильно и реально, что уже добровольно готов страдать – раз именно в эти моменты ты встречаешься с Господом. И только бы это присутствие Божие не покидало тебя.
По сути своей это глубоко мистическое переживание, в том смысле, что ты вдруг из жизни обыденной, плотско-душевной прикасаешься к подлинной жизни Духа.
Святые это переживали по-разному и в разной степени. Серафим Саровский, потеряв ощутимую благодать, принял самый жесткий пост, отказался от маломальского отдыха и три года неотступно молил Бога простить его – только бы снова быть с Господом, – настолько человеку, вкусившему подлинной жизни, становится трудно возвращение к земному.
Полное интервью с отцом Василием читайте в нашем тексте о смысле страданий: