Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
Любой волонтерский фандрайзинг – довольно затратный проект, за ним стоит колоссальный труд. Одно из главных отличий волонтерского фандрайзинга от профессионального в том, что работа его организаторов в этом случае не оплачивается.
Чтобы выстроить работу добровольцев, в первую очередь необходим комитет – он будет определять, на какую аудиторию рассчитана акция, кого приглашать на нее, как инфраструктурно будет организован процесс. Вот еще несколько важных аспектов.
Проанализируйте финансовую составляющую
Эффективность фандрайзинга высчитывается из соотношения потраченных и привлеченных в ходе благотворительного мероприятия средств. Расходы у организаторов есть всегда и они, чаще всего, связаны с логистикой и арендой помещения. «Фандрайзинг выглядит привлекательно, когда соотношение расходов и собранной суммы составляет 20% к 80%, – объясняет Татьяна Задирако, учредитель, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор». – Если пропорция обратная, значит, это не фандрайзинговое мероприятие. Назовите его тогда не фандрайзинговым, а пиар-мероприятием или событием по продвижению бренда во внешней аудитории. Хотя 20%, если это волонтерская история, – лучше, чем ничего».
«Подогревайте» целевую аудиторию
Волонтерский фандрайзинг не может быть эффективным без целевой аудитории, с которой он работает. Важно, чтобы вам было интересно заниматься благотворительной акцией, которую вы организуете, – тогда она сможет зацепить максимум потенциальных участников. Кроме того, хорошо, если форматы мероприятий, которые вы проводите, – разные и нескучные. Это также привлечет интерес аудитории.
Если вы организуете благотворительный аукцион или мероприятие в пользу НКО, у вас должна быть «подогретая аудитория». «Речь о людях, которые уже интересуются благотворительностью, они лояльны к вашей тематике, готовы прийти на ваше мероприятие и потратить деньги на произведения искусства, торты или вещи, которые вы продаете, – говорит Татьяна Задирако. – Найти их можно в своем окружении, среди друзей, коллег, знакомых, подписчиков в facebook, например». Такую аудиторию нужно лишь регулярно «подогревать» своей хорошей работой – организуя новые благотворительные акции – и напоминать о себе в СМИ. Это золотой фонд успешного волонтерского фандрайзинга и возможность сделать сбор средств на благотворительные цели эффективным и удобным.
Сделайте ставку на один формат
Допустим, вы провели успешное благотворительное мероприятие в одном формате – не стоит его менять. Была благотворительная барахолка – пусть она ею и остается. Изменив формат, вы потеряете часть своей уже лояльной целевой аудитории.
При этом формат можно и нужно улучшать. Проект должен развиваться, привлекая больше денег и людей. «Например, в рамках благотворительной ярмарки, забега или аукциона можно устроить уголок развлечений для детей, которые пришли сюда с родителями или показ/конкурс молодых дизайнеров, – советует Татьяна Задирако. – На формат это никак не влияет, но аудиторию позволит расширить. Или в рамках марафона устроить благотворительную лотерею. То есть придумать дополнительный бонус для участников».
Также стоит сделать более заметной пиар-составляющую. Например, вы провели успешную благотворительную акцию, собрали средства в помощь нуждающимся. У вас на руках готовый продукт, с которым можно идти к звездам и предлагать им участие в следующем вашем мероприятии. Можно сотрудничать со звездами на постоянной основе.
Следите за периодичностью акции
Вы организовали мероприятие и планируете проводить его регулярно. Задача в том, чтобы ваша целевая аудитория вписала его в свой календарь. И люди знали, что ваша благотворительная акция ежегодно проходит в одно и тоже время. Например, «Душевный Bazar» у всех четко ассоциируется с декабрем.
Подойдите к делу системно
Выстроить регулярную работу на эмоциональном порыве очень трудно. Потому что нужно будет думать о том, как повысить капитализацию, увеличить количество участников проекта и собираемые суммы, как продвигаться в области пиара и отчитываться перед донорами о прошедших мероприятиях. Эта история может сработать на эмоциях несколько раз, но если речь о том, что проект длится на протяжении какого-то времени, значит, он становится системным и регулярным.
Поработайте над ошибками
Волонтеры после мероприятия должны подвести итоги и поработать над ошибками. Стоит разобраться, что было сделано хорошо, а что – не очень, и как можно улучшить формат мероприятия к следующему разу. После подсчетов будет понятно, эффективно оно или нет с точки зрения денег. Здесь все как в бизнесе. Если выяснится, что сборы едва покрывают расходы, проанализируйте, на что вы потратились больше всего: на пиар и маркетинг, на платформенные решения (разработка сайта, например) или на логистику. Затем попытайтесь разобраться, кто к вам пришел, остались ли гости лояльны, хотите ли вы проводить это мероприятие в следующий раз, есть ли на него отклик.
Используйте удачный опыт
В России проблемой БАС занимается фонд «Живи сейчас» – там, узнав о флешмобе, решили к нему присоединиться.
«Когда руководство Первого канала во главе с Константином Эрнстом объявили о своем решении принять участие во флэшмобе, мы встретились с ними, чтобы рассказать, кто и зачем обливается ледяной водой (человек, страдающий БАС, испытывает точно такой же болевой шок и онемение тела, как будто он только что опрокинул на себя ведро холодной воды), – рассказывает Мария Ильченко, директор по развитию фонда «Живи сейчас». – Эта встреча стала возможной благодаря поддержке Православной службы помощи Милосердие. Кроме того, представители четырех компаний обратились к нам с вопросом, куда можно перевести средства для изучения этой редкой болезни. В результате нам удалось собрать почти миллион рублей, при том, что не мы организовали эту акцию и, разумеется, не вложили в нее ни копейки. А всего на исследование БАС удалось собрать 220 млн долларов. Ученые считают, что в ближайшие 5-10 лет причины заболевания будут раскрыты».
До флешмоба сотрудникам «Живи сейчас» приходилось подробно и долго объяснять потенциальным донорам, что такое БАС. После «Ледяного пари» не требуется долгого вступления, достаточно напомнить о всемирно известной волонтерской акции.
Сотрудничайте со звездами
«Один из двигателей звездного фандрайзинга в том, что знаменитости пытаются зацепить людей своего круга, – комментирует «Ледяное пари» Татьяна Задирако. – Мол, я это сделал, теперь твоя очередь. На этом построен фандрайзинг членов советов директоров некоммерческих организаций. Когда люди, которые работают независимыми директорами в качестве волонтеров, говорят: «Я дал на благотворительность вот такую сумму, давай и ты дашь». В США это очень хорошо работает. Для России это новое явление, такие форматы работают дискретно».
Обратитесь за помощью к волонтерам других фондов
Цеховая солидарность расширяет лояльные аудитории разных НКО. Во флешмобе «Ледяное пари» приняли участие Катя Бермант, директор фонда «Детские сердца», и Владимир Берхин, президент фонда «Предание». Несмотря на то, что у каждого из них есть свой фонд, эту акцию они посвятили исследованиям БАС и таким образом помогли привлечь новых сторонников «Живи сейчас».
Учитывайте сложности
Боковой амиотрофический склероз – пока неизлечимое заболевание. Собирать средства на его изучение довольно сложно – в истории больного БАС нет хеппи-энда. А без надежды, что все будет хорошо, это знает любой фандрайзер, сложно убедить потенциального донора раскошелиться.
«Сегодня нам помогают волонтеры, которые прошли через опыт потерь – их близкие страдали от БАС, – говорит Мария Ильченко. – Они создали так называемый «Совет семей» и придумали благотворительные ярмарки, на которых продают поделки, изготовленные собственными руками, а вырученные средства передают в наш фонд. Кроме того, у нас есть идея еще одного флешмоба в поддержку изучения БАС. Зарубежные коллеги провели акцию «Молчание говорит». Тот, кто страдает БАС, теряет возможность говорить, вербально взаимодействовать с окружающими. Волонтер, который участвует в таком флешмобе, заявляет, что принимает обет молчания – он или она замолкает до тех пора, пока не удастся собрать назначенную сумму на изучение этой болезни. Мы сейчас обдумываем детали проведения этой акции у нас в стране».