Православный портал о благотворительности

$ 10 000 за полонез с офицерами

Новый год и Святки – время балов и веселья. Традиции балов возрождаются и в России, а в русском Зарубежье они не прерывались. И там они — не просто способ легкомысленного времяпрепровождения, но объединяют эмигрантскую общину, их, уже вполне «местных», детей и внуков, а также позволяют собрать средства на дальнейшее существование

Председатель Русско-канадского культурно-просветительного общества Мария Благовещенская

Новый год и Святки – время балов и веселья. Традиции балов возрождаются и в России, а в русском Зарубежье они не прерывались. И там они — не просто способ легкомысленного времяпрепровождения, но объединяют эмигрантскую общину, их, уже вполне «местных», детей и внуков, а также позволяют собрать средства на дальнейшее существование. О традиции русских благотворительных балов в Торонто нам рассказала председатель Русско-канадского культурно-просветительного общества Мария Благовещенская.

Мария Николаевна попала в Западную Европу в конце Второй мировой войны. В 1948 г. избежала насильственной репатриации в СССР и эмигрировала в Канаду, где более 25 лет проработала казначеем церкви Святой Троицы в Торонто (РПЦз), а также замдиректора школы при этой церкви. Она стояла у истоков зарождения традиции благотворительных балов в своем приходе.

— Благотворительные балы идут у нас с 1950 года — вспоминает она. — Когда мы, молодежь, приехавшая после войны в Канаду, почувствовали свободу, то решили, что нужно как-то объединяться, и устроить первый бал. Мы его провели совместно с церковью, которая тут находилась, даже батюшка к нам пришел. Бал был устроен очень бедно, конечно, по сравнению с теми, что мы сейчас устраиваем, но мы очень веселились. И вот, с 1950 года балы почти каждый год. Раньше устраивали по два-три бала — костюмированных, или обычных. Однажды мы решили с мужем, что не скажем друг другу, в каких костюмах мы пойдем на костюмированный бал. И когда я пришла, он меня не узнал. И я его не узнала. Он был одет испанцем каким-то, совершенно не похож на себя, да еще в маске.

Спонсоров у балов не было и нет. Все происходит на средства, полученные от продажи билетов, лотереи, аукционов, и все балы окупались, приносили прибыль от трех до десяти тысяч долларов.

Что такое бал? Это когда люди оденутся более прилично, чем обычно, мы пригласим оркестр, придумаем какую-то программу, танцы (обычно, национальные). Начинаем бал часто очень с полонеза, и потом — классические танцы, фокстрот, вальс, танго. А для молодежи во время перерывов мы устраиваем молодежные танцы — уже без оркестра, просто запись.

Балы эти служили для нас огромной помощью, из этих денег мы долго содержали дом Русского культурно-просветительного общества. Мы его недавно продали, потому что он уже находился в плохом районе, негде парковаться, но надеемся когда-то приобрести снова больший дом.

Организовать бал — очень трудное и интересное занятие. Мы обычно создаем комитет, несколько человек. Мы их называем «бальный комитет». Шесть-семь человек, каждый берет на себя какую-то ответственность. Один заботится о том, чтобы найти помещение, поговорить с хозяином. Другой человек находит оркестр. Потом лотерея и аукцион… Мы чествуем некоторых людей за их жертвенную работу. Другие люди должны продавать билеты, и рассаживать людей, для чего должны иметь план танцевального зала. Обычно у нас приходит примерно 350-400 человек, их нужно рассадить, чтобы люди знали, где кто сидит, и с кем, это тоже очень важно. Так как у нас всегда присутствует кто-то из священников, начинаем мы молитвой. Потом идет ужин, после ужина официальная часть, представление гостей. У нас уже великих князей не осталось, так что мы приглашаем «простых смертных». В прошлом году, например, были приглашены несколько мэров городков вокруг Торонто. Это может быть представитель какой-то газеты, иногда приглашали представителей политических партий. Скажем, Михаил Игнатьев, сын графа Игнатьева, внук министра образования при Государе Николае II — он возглавляет сейчас либеральную партию. Такие гости нужны и для того, чтобы напомнить, что Русское общество существует, русские люди живут тут. Это особенно было важно раньше, но раньше, как раз, когда балы были гораздо менее шикарными, чем сейчас, мы не очень приглашали таких гостей.


Завершающее действие на балу — танцы, священники в это время уходят, на танцах они не присутствуют. Танцуем полонез, потом — представление дебютантов, девушек, которые в первый раз на балу. Их приводят или их отцы, или знакомые. Они идут парами перед началом бала в красивых длинных платьях, очень приятно на них бывает посмотреть, особенно молодежи нравится.

Последнее время каждый год в Торонто на изучение английского языка приезжают офицеры из России. Они селятся на военной базе примерно в пятидесяти километрах от города. Эти офицеры приезжают к нам на бал, и очень украшают танцы, мы тут их окружаем, спрашиваем, у кого какая форма (а они и армейские, и флотские, и летчики), какое звание. Они с удовольствием отплясывают с нами. Вот такие интересные встречи бывают.




У нас тут есть один телевизионный канал, и обычно его представители делают фотографии бала, и рекламируют его по телевизору. Кроме того, в некоторых газетах тоже идет реклама бала, таким образом люди узнают о бале, и мы, конечно, стараемся сообщить своим друзьям, знакомым, когда будет бал, расклеиваем бумажки. В церкви тоже, точнее, конечно, не в самой церкви, а в прицерковном помещении висит объявление о бале, и сколько стоит, и где находится. Приглашаем всех желающих, только пишем, чтобы были в вечерних туалетах.

Мы проводим лотереи, и часто на билет на бал, который мы продаем, дается какой-то приз. Кроме того на балу проводятся аукционы. Для этого обычно два или три стола заполнены какими-то вещами. Иногда это картины, иногда книги, иногда какие-нибудь вазы, часы, кольца, украшения, которые нам пожертвованы, и люди могут написать сколько они стоят. Под каждой вещью есть ценник, где указана минимальная цена и оставлено пустое разлинованное место. Люди добавляют записи со своим именем и ценой, сколько они хотели бы заплатить за эту вещь.
И таким образом с помощью лотереи и аукциона мы немножко зарабатываем на дальнейшее существование нашего общества.

Я должна сказать, что ни на одном бале я не видела, чтобы были пьяные люди. Этого не было, хотя, скажем, первые несколько напитков у нас подаются бесплатно, и вино подается к ужину.

Мне уже восемьдесят три года будет, так что я, конечно, больше не танцую, но с удовольствием хожу на бал, смотрю, как люди танцуют.

Записал Сергей СЕМЕНОВ

См. также: «Осенний молодежный бал»
Бал в «Королевстве Доброты»

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version