Православный портал о благотворительности

1 сентября

Средняя стоимость обучения в негосударственной московской школе за одного ребенка начинается от 20 тысяч рублей

Государство выделяет деньги на каждого учащегося. Деньги идут на зарплату учителей, но школьные расходы этим не ограничиваются. На них нельзя сделать ремонт, поменять окна, обновить спортивный инвентарь, купить новые учебники. Нужны дополнительные вложения, которые обычно частные школы покрывают за счет платы за обучение. Средняя стоимость обучения в негосударственной московской школе за одного ребенка начинается от 20 тысяч рублей.

Знания и деньги

В Москве более двадцати православных средних учебных заведений, в целом в России их число перевалило за полторы сотни, не очень много, но тенденция к распространению есть. Кроме православных, есть еще православно-ориентированные – те, в которых ведется Закон Божий и другие предметы, связанные с церковными традициями, где детям рассказывают о годовом круге праздников, где празднуют Пасху и Рождество. Каждая школа – уникальна, «каждая – авторская», как говорит директор православно-ориентированной школы «Ника» Ирина Рублева.

И конкурс в эти школы порой бывает довольно серьезным, потому что и результаты ЕГЭ, и ГИА, и процент выпускников, поступивших в вузы, говорят сами за себя. А такие серьезные заведения, как, скажем, Свято-Петровская школа (до недавнего времени она называлась Традиционной гимназией), празднуют в этом учебном году свое 20-летие, поэтому можно говорить уже об истории среднего православного образования нового времени и о традициях.

Больше всего проблем у православных школ связано с отсутствием помещений и недостаточным финансированием. Несмотря на то, что негосударственная или, как часто ее называют обычные люди, частная школа должна хотя бы частично финансироваться за счет средств родителей. Государство выделяет деньги на каждого учащегося. Деньги идут на зарплату учителей, но школьные расходы этим не ограничиваются. На них нельзя сделать ремонт, поменять окна, обновить спортивный инвентарь, купить новые учебники. Нужны дополнительные вложения, которые обычно частные школы покрывают за счет платы за обучение. Средняя стоимость обучения в негосударственной московской школе за одного ребенка начинается от 20 тысяч рублей. Понятно, что православная школа не может требовать с родителей своих учащихся, большинство из которых дети из многодетных семей, таких денег. Платить по 60, 80, 100 тысяч рублей за 3-4-5-х школьников семьям, где чаще всего работает лишь отец, невозможно. Есть ли, в таком случае, выход из этой ситуации?

Школьные деньги: зарубежный опыт

Недавно мне попалась заметка об опыте Новой Зеландии. Образование для детей здесь считается бесплатным, хотя наряду с государственными школами есть частные. Большинство детей, конечно, учится в государственных школах.

В начале года каждый родитель получает листок, с указанием требуемой суммы. В листке написано, что несмотря на то, что школа государственная, тем не менее, финансирования недостаточно для реализации целей и задач обучения. Необходимая оплата состоит из двух частей: так называемая Activity Fee и Donations, каждая из которых поделена на 4 четверти. Можно оплатить всю сумму сразу, а можно оплачивать каждую четверть.

В Activity Fee включается оплата экскурсий, посещение развивающих и развлекательных мероприятий. Оплачивать обязательно, так как обычно подобные мероприятия проводятся в учебное время, и не заплатив требуемые деньги, ребенок не сможет, например, ездить на экскурсии вместе со всем классом.

Что касается Donations (по-русски: пожертвований), то тут есть оговорка – если вы не можете оплатить эту сумму, то необходимо сообщить об этом председателю специального совета школы. Все это происходит анонимно и никак не отражается на ребенке. Примерная сумма выплат составляет 300 долларов в год. В школах существуют попечительские советы, выбираемые ежегодно родительским голосованием. Именно они распределяют поступившие средства на нужды школы.

Кроме того, во всех школах ежегодно устраивается так называемая Gala, что-то вроде наших ярмарок. Примерно за полгода до проведения издаются информационные листки для родителей, сообщающие о планируемых мероприятиях. Обычно это приготовление блюд для «сладкого стола» и консервирование, уроки китайской кухни прочие вкусности, а также организация аттракционов: детские машинки, надувные батуты, битье старой посуды – в специальном контейнере выставляются мишени из старой посуды, даются три камня для выстрелов и т.д. Среди населения такие ярмарки пользуются огромной популярностью. Обычно в субботу с 11 до 14 собираются не только родители с детьми, но и жители окрестностей. Да и где еще можно так весело и с пользой провести время?

За неделю до ярмарки все учащиеся приносят в школу старые ненужные дома вещи: одежду, спортивные принадлежности, игрушки, книги, обувь, мебель, технику. Добровольцы все это сортируют и назначаются продавцы. В день Gala это продается за небольшие деньги. На следующей после проведения ярмарки неделе выпускается информационный листок, где публикуется общая сумма сборов. Собранные деньги идут на ремонт школы, компьютеризацию классов и т.д. за одну такую ярмарку новозеландская школа может собрать до 30 тысяч долларов. На сайте одной из школ можно прочитать о том, что деньги пошли на строительство современной детской площадки, которой пользуются не только ученики школы, но и родители с маленькими детьми, живущими неподалеку.

Фандрайзинг по-школьному

Подобные ярмарки, возможно не повсеместно, но постепенно начинают завоевывать поклонников и у нас. Так Димитриевская школа дважды устраивала благотворительные ярмарки, с конкурсами, аукционом и сладостями в прошлом учебном году. Правда, цель была другой. Учащиеся и их родители собирали деньги для помощи онкобольной девочке Арине. Рассказ о ней, и отчет о собранных средствах произвел большое впечатление на участников, и, по мнению директора школы иерея Александра Лаврухина, был очень важен. Полученный опыт предполагают развивать. Такие же мероприятия проводит и православно-ориентированная школа и «Знак» и некоторые другие.

Но решать проблемы финансирования таким образом пока не получается. Заведующий отделом религиозного образования и катехизации РПЦ иерей Алексей Алексеев считает, что современная православная школа в обязательном порядке должна заниматься привлечением благотворителей: «К сожалению, такова современная реальность. Возможно, школам сложно найти благотворителей потому, что зачастую школа не может правильно рассказать о своих проблемах, правильно оформить проектную документацию».

Православной школе, как социальному проекту – а как еще назвать учебное заведение с инклюзивным образованием, заведение, в котором учатся сироты из детских домов, и дети из многодетных семей, и их большинство – нужны специалисты по фандрайзингу. Нужны те, кто сможет привлечь денежные средства и другие ресурсы, с целью помочь православной школе выжить и развиться. Об этом говорит и отец Алексей: «Думаю, что в школах должен быть человек, прошедший обучение и владеющий навыками формирования проектных заявок, сопровождения проектов и т.д. Я слышал, что есть фонды, которые поддерживают православные школы, но их не так много. Отдел религиозного образования и катехизации может объяснить на самом элементарном уровне, как написать заявку в благотворительный фонд, тем более, что среди православных школ есть очень много достойных».

Итак, в новом учебном году хочется пожелать всем православным школам не только умных учеников и приятных во всех отношениях родителей, не только творческих успехов и новых побед в олимпиадах и всяческих конкурсах, но и высококлассных специалистов по фандрайзингу. Пусть учитель занимается учительством, директор – общим руководством, а поиском денег – специалист в этой области. Ряд круглых столов, которые журнал «Нескучный сад» проводил совместно с ОТП Банком, завершится в этом году мероприятием, посвященным именно проблеме привлечения средств. Надеемся познакомить наших читателей с его итогами в конце сентября.

Анастасия ОТРОЩЕНКО

Об авторе:
Анастасия Отрощенко – многодетная мама,
учитель русского языка и литературы в Димитриевской школе.
Работала редактором программы на радиостанции «Радонеж», редактором рубрики ряда современных журналов различной тематики, литературным редактором в издательстве.
Читать предыдущий выпуск колонки Анастасии Отрощенко
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version