Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Фильм «Блеф, или C Новым годом»: интернатам нужны дети?

Сирот часто показывают по телевизору – они часть шоу. Но о том, как на самом деле живут в детдоме, вы не знаете. Именно об этом фильм Ольги Синяевой «Блеф, или С Новым годом», который по ТВ ни за что не покажут

Сирот часто показывают по телевизору – они часть шоу. Но не слишком ли дорого приходится платить этим детям за наши слезы умиления? О том, как на самом деле живут в детдоме, вы не знаете. Именно об этом фильм Ольги Синяевой «Блеф, или С Новым годом», который по ТВ ни за что не покажут.

Вчера документальный фильм Ольги Синяевой «Блеф, или С Новым годом» был показан в культурном центре «Покровские ворота». В обсуждении фильма приняли участие:

– эксперт по социальному сиротству, выпускник детского дома Александр Гезалов,
– заместитель председателя комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты Борис Альтшулер,
– бывший директор московского детского дома N19 Мария Терновская,
– депутат ГД от фракции «Единая Россия», член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Григорий Куранов,
– главный редактор портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова,
– психолог Людмила Петрановская.


После просмотра фильма состоялось обсуждение. Сидят слева на право главный редактор портала «Милосердие.ru» Юлия Данилова, эксперт по социальному сиротству, выпускник детского дома Александр Гезалов, заместитель председателя комиссии по вопросам социального развития Общественной палаты Борис Альтшулер, депутат ГД от фракции «Единая Россия», член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Григорий Куранов, специалист по семейному устройству, педагог, психолог Людмила Петрановская

Как устроен «сиротпром»
Свой фильм Ольга Синяева снимала четыре года. Начала вскоре после того, как сама взяла в семью ребенка из детдома.

Многие из нас думают, что если детям в детдоме привезти подарки, устроить для них праздник, это сделает их жизнь легче. Но это – неправда. В фильме Ольги Синяевой мы видим будни детдомовцев, череду серых дней, в которых дети не принадлежат сами себе. Дом ребенка сменяется детдомом, меняются воспитатели, вокруг сироты все время люди, а он все время один, ненужный, ничей.

Знаете почему детей в доме ребенка не берут на руки? Рук не хватает! Привыкнет – плакать будет. А вообще-то детдомовцы не плачут, даже самые маленькие. Представьте себе ясельную группу, в которой находится десяток детей и стоит полная тишина. Что это? Это – дисциплина. Рецепт ее простой – на группу одна нянечка. Возможно она хороший и добрый человек, но у нее очень маленькая зарплата и очень большая ответственность. Вы когда-нибудь пробовали следить за ребенком, которому еще нет трех лет. Вот. А у этой нянечки таких детей – ну, скажем восемь. И ей важно, чтобы никто из них не убился и не покалечился. Поэтому сидят в кроватях, как миленькие.

Плачут они после отбоя, когда дневная нянечка меняется на ночную. Плачут и раскачиваются во все стороны, компенсируя таким образом недополученные «на ручках» тактильные ощущения. Выглядит это страшно, а называется – депривация.

Впервые о депривации заговорили после второй мировой войны. В одном из зарубежных детских приютов озаботились вопросами гигиены, прикосновение к младенцам свели к минимуму, на руки их брали только для того, чтобы перепеленать, а держали по одному в стерильных палатах. Но, несмотря на прекрасные условия и хорошее питание, дети стали умирать. Потому что прикосновение и общение нужно им не меньше, чем питание. Все детдомовцы страдают расстройством привязанностей, все они отстают в развитии, так что за диагнозами дело не станет. А чем тяжелее диагноз, тем больше денег выделяется на ребенка.

Детдомовцев всех вместе поднимают, всех одновременно укладывают, даже самых маленьких сажают на горшок в рядок. Не хочешь? Кого волнует? Положено! На тюрьму похоже. Именно в тюрьме выросшие дети и чувствуют себя лучше всего, там им все привычно. После выпуска из детдома многие из них очень быстро туда попадают.

Но вернемся к нашему «сиротпрому», именно так называют эту систему специалисты.

«Дисциплина» устанавливается быстро, позже поддерживать ее помогают старшие дети. Но с возрастом контролировать воспитанников становится все сложнее, ведь в детдоме их – сотня, и каждый мечтает о глотке свободы. Самых активных «лечат» от плохого поведения в психиатрических клиниках. Несколько курсов «лечения», и ребенок послушный и тихий. Если лечить долго, то после выпуска из детдома воспитанника ждет учреждение закрытого типа – психоневрологический интернат. Пожизненно.

Читать все это тяжело. Смотреть – невозможно. А жить так? А работать в этой системе?

В фильме Ольги Синяевой и воспитатели показаны, и они тоже понимают: пока работает «сиротпром», шансы у тех, кто вырос в этой системе – минимальные. Но что же делать? Автор не показывает выхода! О том, где может находиться выход, после показа фильма рассуждали эксперты. И сошлись во мнении, что фильм тяжелый, но совершенно правдивый.

Дом или общежитие?
Член общественной палаты Борис Альтшулер начал свое выступление несколько неожиданно: «Нельзя жить без надежды!» Надежды Борис Львович возлагает на то, что систему постепенно удастся изменить. Самым лучшим вариантом было бы раздать сирот в семьи. Но родителей для детей с такими тяжелыми психологическими нарушениями нужно готовить специально.

Попытки найти альтернативу интернатам уже были предприняты несколько лет назад, тогда это называлось патронатное воспитание, но в 2008 году был принят новый закон об опеке и попечительстве, который поставил крест на идее патроната. По мнению Бориса Львовича произошло это потому, что патронат стал угрожать системе.

«В июле этого года был создан проект закона о социальном обслуживании, в котором сказано, что дети должны воспитываться в небольших группах семейного типа. Семейные группы, конечно – паллиатив, но он абсолютно необходим. Детские дома есть и за рубежом, но, например, в Норвегии в детском доме не должно быть более 6 детей, во Франции – не больше 12. А то, что существует у нас сейчас, называется общежитие, этого не должно быть» – отметил Борис Альтшулер.

Верните детство!
«То, что нас не убивает, делает нас сильнее, но зачем так сильно бить, что выживают единицы? Детство не должно быть таким» – говорит Александр Гезалов, написавший книгу «Соленое детство». Бывший выпускник детдома, сейчас он эксперт по социальному сиротству. Когда в чиновничьих кабинетах он слышит: «Да что с ним разговаривать, он же детдомовец, они все ненормальные!», он отвечает: «Это вы сделали систему, которая калечит нам жизни!»

«Фильм «Блеф, или с Новым годом» – сильнейший из тех, что я видел за 45 лет своей жизни. Многие уговаривают режиссера, Ольгу Синяеву сократить его до шоу-формата. Оля, не делай этого! Я провел в этой системе 16 лет, а народ ленится глянуть полтора часа детдомовской жизни» – таково мнение Гезалова. Он – эксперт и участник фильма. С экрана Александр рассказывает о том, что остался единственным из своего выпуска, кто выжил и не попал в тюрьму.

Глядя на экран, детдомовец Гезалов возвращается в свое детство. И это вспоминается отнюдь не с ностальгией. Он хочет, чтобы этот фильм увидели депутаты Госдумы.

«Виноватый» фильм
Почему-то каждый раз, когда в России мы сталкиваемся с проблемой, то начинаем до хрипоты обсуждать вопрос «Кто виноват?» На обсуждении фильма это заметила психолог Людмила Петрановская:

«Фильм о вине. Все взрослые на экране – оправдываются. Вопрос о том, кто виноват, и перекидывание шарика вины – бессмысленны.

Но кто отвечает за то, чтобы этот кошмар перестал быть кошмаром? Я 12 лет работаю в этой сфере, но до сих пор не знаю, кто отвечает за систему.

Плана спасения нет, дети находятся в интернатах. Пока вокруг детдомов идет хаотическая деятельность, каждый год уменьшаются цифры семейного устройства. Усиливается контроль над приемными родителями, взять сироту из детдома не стало проще, наоборот, сейчас «выцыганить» ребенка из учреждения – это отдельный крест.

«Сиротпром» – система дорогостоящего самообмана общества. Надо отдать себе в этом отчет. Заметьте, в фильме не показано никаких нарушений за исключением пары затрещин. То есть все, что происходит с этими детьми, делается по закону! Такие у нас законы. Кстати, недавно издали новый, согласно которому если в семье есть кто-то с социально опасным заболеванием, в список которых почему-то попали СПИД и гепатит В, нельзя взять ребенка из детдома. Это о детях так позаботились?

Наверное, пора перейти от вопроса «Кто виноват?» к вопросу «Что делать?» Хорошо бы если бы нашелся человек, поставивший целью изменить эту систему. Когда такие люди находятся на региональном уровне, в регионе не остается детдомов, детей раздают по семьям. Шесть лет назад в украинском парламенте нашелся человек, который взял на себя ответственность и детдомов там сейчас – единицы».

На показе фильма «Блеф, или С Новым годом!» зал был переполнен. Интерес к картине очень большой, но каковы шансы увидеть ее на одном из федеральных каналов?

«Нового года – не будет! И мама к тебе не приедет!» – говорит трехлетнему герою фильма выбившаяся из сил ночная нянечка. Это – правда, но верить в нее не хочется.

Сcылки по теме:

«Мама, я убью тебя!» — премьера фильма и дискуссия о сиротах

Насилие в интернатах – случайные нарушения или система?

Александр Гезалов: найти свой смех

За что наказали директоров интернатов?

«Свое кино» – жизнь глазами детдомовцев

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?