Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Еп.Пантелеимон: как праздновать Новый год и как встретить Рождество

Как праздновать Новый год, какими должны быть подарки, что главное нужно сделать в Рождество и как лучше провести святки – рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Как праздновать Новый год, какими должны быть подарки, что главное нужно сделать в Рождество и как лучше провести святки – рассказывает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Еп.Пантелеимон: как праздновать Новый год и как встретить Рождество

Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество?

Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения.

Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

Что же самое главное в празднике Рождества? Самое главное – это, конечно, Литургия. Даже не одна литургия, а две. Потому что в праздник Рождества совершаются две Литургии. Одна Литургия должна совершаться вечером, под праздник, а другая Литургия – в самый день праздника. В наше время первая Литургия совершается не вечером, а утром, но совершается тем не менее после вечерни. И вот эти две литургии, участие в этих Литургиях, является главным празднованием праздника Рождества Христова по плоти. Причастие Святых Таин является главной радостью и главным событием для тех, кто готовится к празднику Рождества сорокадневным Рождественским постом. Сама Литургия остается той же самой. Литургия всегда равна самой себе. Но во время поста, во время слушания песнопений, во время слышания и воспоминания евангельских событий, мы имеем возможность лучше подготовиться и лучше воспринять то, что Господь дарует на каждой Литургии.

Я хотел бы вам сказать, что, конечно же, очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского Сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой Вечерни, услышать замечательные стихиры, которые являют высший образец церковной гимнографии, высший образец церковной поэзии, с которым не сравнимы никакие другие произведения и светской даже поэзии, наверное. Богословие настоящее – оно, конечно, может существовать только в стихах, как некая песнь Богу. Я очень советую почитать вам тексты этих стихир накануне, постараться их понять и взять с собой их текст на службу, чтобы суметь следить за тем, что поют певчие. Советовал бы, конечно, выбрать такой храм, где стихиры поются полностью, где не сокращаются, и советовал бы найти такой храм, где певчие пели бы выразительно, молитвенно и понятно.

На сайте miloserdie.ru есть тексты этих стихир с одновременным их пением, так что вы можете познакомиться с этим заранее, послушать их, полюбить их, выучить тексты наизусть. Конечно, Причастие – это главная радость нашей жизни, главный ее смысл. Это Таинство соединяет нас с Богом, это Таинство освящает всю нашу жизнь, это Таинство меняет нас изнутри, это Таинство меняет нас настолько, насколько мы себя изменить не можем. Сам Бог приходит к нам, входит в нашу душу, в наше сердце и меняет черное на белое, печальное на радостное, темное на светлое, удаляет греховный налет или язвы, лечит нас, сращивает душу в тех местах, где она изломана. И, конечно, Причастие – это главная радость каждого христианского праздника. И с Причастием несравнимо ничто другое – ни елка, ни подарки, ни гости, ни колядки, ни что-то еще – ни дела милосердия даже. Об этом нужно обязательно помнить и, готовясь к празднику, готовиться к соединению с Богом в Причастии Святых Христовых Таин.

Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это – особые минуты, особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще.

На второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Рождество Христово – это, конечно, праздник Божьей Матери. И мы особенно в этот день молимся Пресвятой Богородице о спасении нас и всего мира.

Мы празднуем воскресный день после Рождества, как особый праздник. Празднуем 14 января по новому стилю память Святителя Василия Великого, Обрезание Господне. И 15 января – теперь в XX веке, начиная с XX века – празднуем память преподобного Серафима Саровского. Удивительные праздники.

Ну, а затем начинаем готовиться к празднику Богоявления. Он тоже имеет специальный день поста – Крещенский Сочельник. В Крещенский Сочельник тоже освящается вода, как в праздник Богоявления, и, конечно, эти два дня, так же, как день Рождественского Сочельника и Рождества, являются днями великого празднования, и, конечно, в эти дни тоже нужно быть в церкви и можно причаститься Святых Христовых Таин. Я говорю все это для тех, у кого есть такая возможность. Если нет такой возможности, если у вас много детей, если вы работаете, если вы заболели – конечно же, это невозможно. Но, если это получится у вас, конечно, будет очень большая радость на душе.

Очень важно, вслушиваясь в те слова, которые звучат в храме, просить Бога, чтобы он наполнил нашу душу этими смыслами, которые есть во всех этих стихирах, песнопениях. Мы, к сожалению, очень замусорили свое сознание понятиями здешней жизни – скорбями, трудностями: кризис, война, размолвки, ссоры, недовольство и все такое прочее. Но душа должна жить не этим. Это все пройдет и уйдет, в конце концов, и этого все равно не миновать, это всегда было в жизни, есть и будет, земная как бы сторона ее. Нужно жить, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, как крутящееся колесо. Оно все время отталкивается от какой-то точки, от земли и устремляется вверх, когда там телега едет по земле. Вот такой образ нужно вспоминать и все время отталкиваться от всех тех земных впечатлений, от всех тех земных дел – нельзя с ними не соприкасаться, но нужно все время устремляться к другому. И, если это другое наполнит нашу жизнь, тогда, конечно же, она преобразится.

Некоторые люди ищут счастья и думают, что счастье наступит тогда, когда что-то в их жизни изменится. Ну, действительно, когда что-то меняется – вдруг человек выиграл там какую-то сумму большую в лотерею, или вдруг повезло – девушка вышла замуж, или родился долгожданный ребенок – конечно, меняется что-то, конечно, можно и нужно радоваться. Но нужно понимать, что за этим придет какая-то скорбь тоже, потому что все события этой земной жизни как бы имеют двойную сторону. Есть в этом что-то хорошее, но в этом есть и что-то трудное. И есть безоблачная радость – там, над облаками – и к которой нужно быть обязательно приобщенным. У нас есть часть души, которая называется духом. И вот этот дух наш – он должен все время пребывать там, с Богом, он не должен опускаться вниз. И в праздники как раз и нужно учиться именно так жить, помнить о смысле этого Рождества.

Нужно познакомиться с историей, конечно, Рождества. Я недавно узнал, что многие люди, которые ходят в храмы, думают, например, что поклонение волхвов было одновременно с поклонением пастухов. А на самом деле, следуя из евангельского текста, поклонение волхвов было, скорее всего, после Сретения. Мы вспоминаем это на Рождество – поклонение волхвов, но, если бы они пришли на Рождество ко Христу, и если бы перед этим они известили Ирода о том, что родился Царь Иудейский в Вифлееме, и если бы потом они ушли в другую страну, и если бы Младенца из Вифлеема принесли в ветхозаветный храм, ведь это могло бы кончиться плохо. И мы знаем, что, когда они ушли, явился Ангел Господень Иосифу и сказал, чтобы они бежали в Египет. То есть бегство было сразу после посещения волхвов. Поэтому большинство толкователей Евангелия считает, что поклонение волхвов было после Сретения.

Некоторые считают, что вообще оно было через два года после рождения младенца, поскольку Ирод повелел убить всех детей от двух лет и ниже, узнав время появления звезды. Некоторые думают, что с появлением звезды родился Богомладенец – и волхвы шли два года, чтобы посетить его, и тогда только нашли его, когда Младенец был уже достаточно большой. Вот такие, например, детали, я думаю, что не всем даже известные, не все об этом задумываются. Но ведь можно же это узнать, это же интересно.

Конечно, это – не главное. Главное – что свершилось при Рождестве Христа соединение двух природ: Бога и человека. Оно, наверное, даже свершилось, началось свершаться, раньше, после Благовещения. Вот как эти природы соединяются во Христе? Церковь определила специальным догматом образ этого соединения – как это могло быть? Как Бог мог стать человеком? Как соединялось в нем человечество и божество – в одной личности, в одной ипостаси Сына Божия? Удивительная тайна. Ну, и потом, конечно же, сама эта евангельская история нас очень многому тоже может научить, если мы будем об этом думать, рассуждать.

Богомладенец должен родиться в Вифлееме. Приходит дева Мария со старцем Иосифом и видит, что нет мест в гостиницах, все заполнено народом. В наше время люди все время мигрируют, и если бы сейчас объявили перепись по тому месту, где ты родился, я думаю, что никакие бы службы воздушные не справились с перевозом людей. Но тогда тоже, очевидно, люди переселялись с места на место, жили в других местах. И поэтому в Вифлеем пришло много людей, которые там не жили, но там родились – и мест в гостиницах не оказалось для этих людей. И вот смотрите: иудеи, люди благочестивые, воспитанные Ветхим Заветом все-таки, не приняли в гостиницу – никто не принял – беременную… Ну, они не знали, кто это, но все-таки: в наше время, окажись беременная на улице наших городов, я не знаю, наверное, помогли бы ей, думаю. А тогда не приняли ее. Или, может быть, дева Мария настолько была скромна и кротка, что не стала настаивать на этом; старец Иосиф не пытался договориться с кем-то, заплатить что-то, у них не было денег, может быть, но как-то, чтобы рождение Христа было не в вертепе. Конечно, это было промыслительно, этот пещерный хлев – он прообразовал собой пещеру, в которую было положено тело Христа после распятия. Ну, по-человечески, конечно, это немножко непонятно, как так могло получиться. И, конечно, это говорит и о кротости и о смирении девы Марии и о кротости и смирении Бога, Который пришел на землю и на земле не нашлось даже кроватки для Него, когда он родился.

Когда пришли волхвы, Он был уже в доме – очевидно, кончилась перепись, и появилось свободное место в Вифлееме. Так написано в Евангелии. Но после Рождества такого места для него не нашлось. И этот вертеп изображается несколько романтически у нас – ослик, бычок, такие милые животные, ясли, как такая, знаете, кроватка маленькая, сено, торчащее оттуда… Но, если вы бывали когда-нибудь в хлеву, то вы, наверное, ощущали запах, холод, некую темноту. Какое-то место совсем неромантическое – хлев. И вот это, конечно, удивительно прообразует и будущие страдания Христа. И мы празднуем Рождество, но в Рождестве уже видно и то, что будет дальше с Богом, тот путь, по которому Он пойдет дальше. И, конечно, удивительна фигура Иосифа. У нас в Православной Церкви он не очень почитается, не так, как скажем, у католиков, по разным причинам. Но все-таки меня все время поражает, как он, узнав о том, что обрученная ему невеста ждет ребенка, не стал поступать по закону… Праведник должен поступать по закону – правда? – а, как написано в Евангелии, будучи праведен, захотел тайно ее отпустить.

Оказывается, праведность – не в исполнении закона, а в милосердии, сострадании и сочувствии – тайно ее отпустить. И удивительны их отношения: он ничего не спросил у нее, она ему ничего не сказала, что с ней произошло, не стала говорить ему о тайне явления архангела Гавриила. И он ничего не говорил ей. И ему явился ангел и открыл эту тайну. Вообще – удивительно, конечно, как ангелы руководили жизнью Иосифа и жизнью родившегося богомладенца. Была открыта эта тайна ангелом, он был предупрежден ангелом о кознях Ирода, он был ангелом извещен о том, что нужно поселиться в Назарете. Удивительная близость ангельского мира в этот момент к этому пещерному хлеву, всему тому, что происходило тогда в Иудее – действительно, небо тогда преклонилось Земле.

Вот все это, конечно, нужно осмыслить. Все это нужно узнать. Я бы советовал, может быть, каждому из вас написать такое изложение, «Рождество Христово», и постараться изложить все то, что вы знаете из Евангелия. Не списывать, а изложить современным каким-то языком. Тут есть, конечно, опасность – опасность профанации, опасность снизить высокий стиль как бы Евангелия, хотя Евангелие написано простым очень языком, и изложить каким-то языком для современных людей, потому что современные люди тоже представляют себе эту историю немножко как-то романтически, не понимая всей трагичности ситуации, которая была тогда, и всей высоты того, что тогда совершилось при Рождестве Христа.

Конечно, праздник Рождества – это не только служба. Вернее, так, можно сказать, что, когда совершается в храме Литургия – об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский – то эта Литургия освящает не только тех людей, которые пришли в храм, и не только тогда, когда они находятся в храме, но освящает всю их жизнь. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что причастники освящают дом, где они живут, и даже скотину, которая живет рядом с ними. Вот, удивительное сопоставаление тут может быть с яслями, где лежал богомладенец, вокруг которого были такие неразумные, бессловесные животные.

И поэтому, конечно же, совершающийся праздник переполняет храм, и выливается из храма наша радость – она не только в благодарственных молитвах Богу, не только в славословиях, не только в радости внутрицерковной, но, конечно же, эта радость должна озарить и всю нашу остальную жизнь. И наше общение с другими людьми, и наш быт, и наши отношения друг с другом… Мне кажется, что очень важно на Рождество устроить для всех праздник. Подумайте, как это сделать. Конечно, на Рождество можно предаться аскетическим подвигам – строго поститься, начиная со 2 января, скажем… Бороться со своими привычками, не ходить в театр. Раньше люди, говорят, не ходили в театр и не посещали никаких увеселительных заведений в Рождественский пост. Сейчас в Великий пост этим не гнушаются, а раньше даже перед Рождеством был такой пост, когда люди избегали различных увеселений. А аскеза всегда важна и всегда нужна.

Но, кроме аскезы, нужно еще и подумать о людях, которые нас окружают – чем их можно порадовать? Какие подарки можно подарить? Подарок, мне кажется, должен быть сюрпризом. Я знаю, что некоторые объявляют, что им нужно подарить. У меня знакомая есть семья, они друг другу дарят подарки. И вот перед этим они друг друга спрашивают: «Что тебе подарить?» И тот, кого спрашивают, перечисляет, и иногда даже стоимость указывает… Детям подарки там – от двух тысяч рублей, или до двух тысяч рублей… Но подарки – это же какая-то радость, неожиданность какая-то. Эти подарки скрывали от детей – помните, в детстве? Мы, конечно, хотели чего-то, родители пытались как-то вызнать и понять, чего мы хотим. И мы расстраивались, когда вместо живой собаки нам дарили какую-нибудь игрушечную, или когда вместо игрушки дарили какую-нибудь книгу, или там новый школьный ранец, или новую одежду, свитер, скажем. Конечно, было как-то не очень радостно. А хорошие родители понимали, что подарок – это не просто обеспечение жизнедеятельности человека, а это какой-то сверх обычных каких-то жизненных потребностей должен быть подарок, этому должен соответствовать.

Поэтому, конечно же, лучше, чтобы подарок был с сюрпризом, и не знаю, как это сделать, сам я плохо умею дарить подарки, я пытаюсь спрашивать – у жены мужа, которому хочу что-то подарить, у родителей детей, которым хочу что-то подарить, скажем… Это всегда бывает сложно. Но если мы какого-то человека любим, то наверняка же знаем, что ему нужно, и что хотел бы получить в качестве подарка. Мы знаем, что этот обычай начался от волхвов. И тут тоже удивительно, смотрите: младенец – богомладенец – и дева Мария, которые жили в нищете, не отвергли этих подарков волхвов. Они их приняли – и золото, и ладан, и смирну. Вот это удивительное какое-то смирение проявляется не только в том, что человек отвергает что-то, но в и том, что он принимает то, что ему дают.

И вот мы тоже готовимся подарить какие-то подарки друг другу, но, кроме того, чтобы сделать явные подарки – положить что-то под елку, там конверт дать с деньгами или еще что-то такое – батюшке сейчас некоторые отдают там, это принято, как вы знаете… Кроме этого, можно же по-другому чем-нибудь порадовать. Вот, тебе все говорят: «Ну, что же ты такая все время злая? Ну, ты какая-то стала вообще… Ну, постарайся на праздник, сделай подарок – все эти дни праздничные, Святки, будь всегда радостной, не злой». Или говорят: «Что ты все время бурчишь, что ты все время всем недоволен, унываешь там? Ну, постарайся, в эти дни придумай, о чем тебе беседовать, о радостном, с людьми, которые тебя окружают». Или – там я не знаю – жена мужу говорит: «Ну, что ж ты со мной никогда там не сходишь…» – ну, не знаю, куда – «…в кафе? Что ж ты не приглашаешь меня в театр?» Ну, как-то ради любимой жены можно уступить? Ты не любишь театр, ты там заснешь, может быть, на середине первого акта, но все-таки – можно же сходить с ней в театр, если она хочет этого? Или дети… или какой-то порядок в доме.

Муж приходит домой – что же у тебя все время беспорядок, дети? Ну, попробуй ты, ради Рождества, ради подарка, сделай что-то для него. Или то, что мы не терпим друг друга, делаем замечания друг другу – давайте на Рождество, на праздник, не будем никому делать замечаний, вообще. Ну, мир же от этого не развалится, и дети не станут хуже – может быть, наоборот, мы научимся сдерживать себя, это же тоже может быть подарком для других. Попробуем на Рождество поздороваться с соседями – можно поздравить соседей с этим праздником, написать красивые открыточки и разложить во все почтовые ящички – хорошо. Раньше люди ходили друг к другу и поздравляли друг друга с Рождеством.

Я помню, когда был священником, очень хотел у себя в подъезде опустить в почтовые ящики всех своих соседей открытки, где написал бы: «Дорогие соседи, я живу в такой-то квартире, я – ваш сосед, я хотел бы на Рождество прийти к вам со своими детьми и спеть вам колядки, совершенно бесплатно» – чтобы они не пугались, а то они думают, что нужно что-то давать. «Наоборот, ничего мы брать не будем. Будете ли вы дома, если кто хочет – вы мне напишите, и мы с удовольствием…» Ну, правда, так у нас и не получилось это сделать. Но мы ходим с нашими детьми, с певчими, в больницу. И в детские дома для детей-инвалидов ходим, и в другие учреждения, поздравляем с праздником Рождества – очень же хороший такой, мне кажется, праздник. И мне некоторые говорят: «Ну, как это?

На Рождество – не пойти в больницу, не поздравить? Да это не Рождество! Все-таки для них вот это – радость, они должны с кем-то поделиться этой радостью. Ну как, знаете, человек с радостью не может удержать ее в себе – хочется всем рассказать, как ему хорошо, как ему замечательно, что у него там случилось. Иногда даже чересчур бывает, это так, знаете, людей даже напрягает. Нужно, чтобы была какая-то мера во всем, поэтому лучше, конечно, делать это деликатно, тактично. Вот это тоже будет праздник. На праздник пригласить к себе друзей. Ну, вы знаете, Господь велел приглашать на праздник тех, кто не может тебе ничем отдать взамен.

Поэтому, конечно, не обязательно, может быть, приглашать бездомных, не все, наверное, понесут этот подвиг, но, может быть, одиноких людей, может быть, каких-нибудь одиноких бабушек, может быть, тех людей, которые – мы знаем – нуждаются в помощи какой-то. Можно же так сделать? И не просто их накормить, а сделать для них праздник – подумайте – что-то рассказать, спеть, прочитать стихотворение, дать им что-то почитать – не знаю – снять какой-то фильм. Сейчас же очень многие делают какие-то фильмы. «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» можно сделать какой-нибудь слайд-фильм, скажем, о Рождестве. Опубликовать какую-то хорошую фотографию, найти какой-то хороший текст, сделать какую-то, как сейчас говорят, презентацию праздника, скажем. Если бы сейчас появился хотя бы, скажем, на ста страничках такой рассказ о Рождестве, вот это изложение, как я говорил своим таким языком о празднике Рождества, наверное, это было бы хорошо. У нас, к сожалению, праздник же не празднуют, у нас празднуют Новый Год…

И тут нужно немножко сказать тоже, конечно, об этом празднике, о Новом Годе. Мне кажется, нужно нам с вами, если мы верим во Христа, помнить, что Новый Год – это 2015 год со дня Рождества Христова. То есть это – Новый Год после Рождества. И, если бы не было Рождества, не было бы этого 2015 года. И, когда Господь родился, Он вошел во время, и Он время освятил, сделал его новым. Вот если мы сумели с вами донести эту мысль до своей собственной души и до тех людей, которые этого не знают, наверное, было бы очень хорошо. Потому что Новый Год – это время какого-то ожидания. Все на Новый Год стараются как-то встретить, отметить, загадывают желания какие-то, чего-то хотят, желают – поздравляют с Новым Годом, с новым здоровьем, с новым счастьем… Но ведь это новое-то – оно только во Христе. Без Христа не будет ничего нового – все будет старое, даже еще хуже будет, каждый Новый Год будет все хуже и хуже.

А если со Христом жить, если после Нового Года перейти к празднованию Рождества, приготовиться к нему в оставшиеся дни строгого поста – строгий пост начинается со 2 января – тогда, наверное, действительно наступят новое время и новая жизнь – жизнь обновится. «Обновится, яко орля, юность твоя». Обновится жизнь человека. Будучи старым, он вдруг ощутит ту радость, которая была у него в детстве. Помните, в детстве как было хорошо? А после смерти? Эта радость, если мы будем достойны Царства Небесного, конечно, не сравнится ни с какой даже детской радостью – эта радость будет удивительная, и она открывается тем, кто живет со Христом. И вот нам с вами, дорогие друзья, нужно подумать о том, как же нам провести эти дни, Дни Святые, дни Рождества, как провести дни особой подготовки к Рождеству, после 1 января, как встретить Новый Год так, чтобы это не было грехом и не было бы искушением для других?

1 января – день мученика Вонифатия, молится Церковь тому, кто страдал винопитием – недугом винопития – и от него избавился и стал христианским мучеником. В эти дни замечательно гулять по городу, когда все спят. В эти дни очень хорошо прийти на Литургию, 1 января. Можно посидеть за столом, но встретить Новый Год, скажем, не по-московски какой там город за час до Москвы встречает Новый Год? Не знаю… Ну, может быть, по дальневосточному времени еще рано встречать Новый Год, некоторые начинают уже и с Японии его праздновать, но, наверное, можно встретить чуть пораньше, чтобы после двенадцати уже ничего не вкушать и не пить, и после этого прийти в храм – это был бы замечательный, скажем, праздник Нового Года.

У нас в храме на Новый Год будет совершаться ночная служба. Придут сюда наши прихожане, те, которые хотят побыть на Новый Год вместе, на Литургии, причастятся Святых Таин, и потом отметят, встретят Новый Год. Потому что на Новый Год, конечно, некоторые хотят поспать – но спать бывает трудно. Может быть, в этом году будет меньше хлопушек, взрывов всяких. Сейчас ввели какое-то ограничение на использование всей этой техники, но, тем не менее, конечно, трудно спать, когда вокруг все гремит, шумит – в Москве, скажем. Кто-то уезжает, может быть, в другие места, но вот если прийти в храм в этот день – все равно не спится – то, конечно, хорошо побыть на Литургии.

Ну, дорогие друзья, вот и все, что я хотел вам сказать о великом празднике Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Также на тему:

Ирмосы Рождественского канона: объяснения с переводом

Учимся петь: стихиры Рождества Христова

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?