Власти уже признали, что в ближайшее время многие россияне потеряют работу. Однако эксперты советуют не впадать в панику, а сознательно подготовиться к будущему. Взвесьте свои силы и возможности, изучите рынок, и приложите свои знания и умения там, где они нужны и востребованы.
Иллюстрация с сайта finansy.asia
По данным Федеральной службы государственной статистики, к концу декабря 2014 года было зафиксировано около 4 миллионов безработных – это 5,3 процента экономически активного населения страны. Но официально (по всей стране) зарегистрировано только 873 тысячи человек, пособие получают 700 тысяч из них. Экономический кризис в стране неминуемо ведет к росту безработицы. Министерство труда и соцзащиты уже заявило, что в 2015 году ожидается рост безработицы на 68 процентов – собственно, этот параметр уже введен и в антикризисный план России на этот год, подписанный премьером Дмитрием Медведевым 27 января.
23 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер России Игорь Шувалов признал, что нам нужно готовиться к росту безработицы. «Для многих нынешняя ситуация не видится как шок, но это неправильное понимание ситуации…», – заявил Шувалов. По его мнению, нужно как можно быстрее готовиться к тому, что рынок труда скоро наводнится безработными. И их придется как-то трудоустраивать. Со своей стороны, вице-премьер Ольга Голодец считает, что волнующей тенденции к увеличению безработных пока не наблюдается. Голодец отметила, что пока еще существует «подушка безопасности» – при 873 тысячах официальных безработных на рынке труда имеется 1 миллион 304 тысячи вакантных мест.
Однако, наверное, в нынешней ситуации правильнее надеяться на лучшее, а готовиться к худшему. Правительство уже заявило, что бороться с безработицей будет так же, как и во время кризиса 2008-2009 годов. То есть поддерживать людей пособиями и стараться помочь с трудоустройством. Но разрабатываются и новые меры: например, службы занятости будут активнее переориентировать граждан на освоение других специальностей, а правительство – направлять их в строительство и бросать на новые масштабные проекты, появляющиеся в стране.
Например, как пояснил позицию правительства глава Минтруда Максим Топилин, тем, кто находится под риском увольнения или уже остался без работы, будут предлагаться варианты профессионального переобучения, общественные работы, допустим, на строительстве или благоустройстве социальных объектов, стажировки. К тому же, замечает Топилин, в этот раз, в отличие от 2008 года, в законодательстве – в антикризисном плане – уже заранее все учтено, и не придется в спешке «подбивать» законы под требующиеся меры. Кроме того, с 2015 года начнет работать программа и по стимулированию трудовой мобильности: гражданам будут помогать переезжать и осваиваться на новом месте – на реализацию этих планов в 2015-2017 годах предусмотрено выделять ежегодно по 2 миллиарда рублей. А вот страхования «от потери работы» в стране не будет вводиться до 2018 года: власти пока не готовы к такой нагрузке на бюджет.
Предусмотрено выделить дополнительно до 30 миллиардов рублей на выплаты безработным. Эти дополнительные выплаты будут выделяться в случае, если начнется явный рост безработицы – этого должно хватить на 650 тысяч человек. Плановые же выплаты составляют в этом году в бюджете 42 миллиарда рублей: сумма рассчитана на выплату пособий 950 тысячам безработных граждан.
Максим Топилин Фото с сайта lenta.ru
Переброска сил: где искать работу
«На местах» уже начинают предпринимать меры. Для примера – правительство Красноярского края выделило три миллиарда рублей на субсидирование агропромышленного комплекса. Здесь решили возрождать кооперативы – как в 90-х годах. Наверное, прислушались к президенту страны: Владимир Путин уже не раз говорил, что в России нужно поддерживать аграрный сектор.
Кстати, компания HeadHunter составила рейтинг городов-миллионников, выстроив иерархию по принципу: где же быстрее всего можно найти работу? На первом месте по соотношению вакансий и резюме оказался Екатеринбург, здесь спрос соответствует предложению. Затем идет Пермь, дальше – Нижний Новгород. Средний уровень зарплат в этих городах: 38, 37 и 30 тысяч рублей. Москва по успешности поиска работы заняла 12-е место – со средней зарплатой в 59 тысяч рублей, последним в ТОП-15 городов, перспективных для трудоустройства, оказался Санкт-Петербург.
Сферы занятости: где ждать потерь
«В середине января, проанализировав данные за ноябрь, декабрь и начавшийся январь, мы наблюдали уже тенденцию к тому, что впервые за долгое время количество опубликованных вакансий уменьшилось, – рассказал корреспонденту «Милосердия.ru» руководитель проекта Работа@Mail.Ru Роман Ефимов. – Рынок потихоньку схлопывается. Даже те компании, которые пока не страдают от политической и экономической ситуации в стране и в мире, которых это пока затронуло в самой меньшей степени, обращают внимание на то, как ведет себя экономика, поэтому лишнего человека уже не наймут. Это касается и планов на 2015 год. Люди крайне осторожно подходят к тому, чтобы создавать новые команды или идти на расширение штата. Эти процессы сильно притормозились, даже в активных бизнесах».
Поэтому, поясняет Роман Ефимов, те специалисты, которые сейчас устроены на своих местах, уже не пытаются выходить на рынок труда, как это было совсем недавно, когда профессионалы еще в середине 2014 года смотрели, где им могут предложить лучшие условия. И специалиста «уводили» на большие деньги, как только он появлялся на рынке. Сейчас люди пытаются пересидеть кризис, хорошо работать на своем месте, поэтому и количество резюме сокращается. И бизнес, и соискатели заняли выжидательную позицию. Бума новых резюме или новых вакансий нет.
Как отмечает Ефимов, наблюдается пока лишь обычный прирост активности – скорее он связан с тем, что люди выпадали из поисков в праздники на 2-3 недели, а сейчас возвращаются на рынок поиска. Пострадают же, по мнению Романа Ефимова, больше всего банковская сфера, сфера кредитования, медиа-рынок, рынок рекламы – правильнее сказать, уже страдают. Пошатнется и риэлтерский рынок, на котором в итоге останутся только крупные игроки. Но дальше трех месяцев вперед загадывать бессмысленно, отмечает эксперт.
А вот Сергей Смирнов, доктор наук, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ, академик РАЕН, полагает, что кризис, независимо от политической ситуации, повлияет на сферы, которые связаны с потребительским рынком: «Пострадают ниши, ориентированные на конечное потребление – общественное питание, фитнес, сфера услуг, строительство. Потому что платежеспособность населения снижается, платить будет за услуги просто нечем. Это основная зона риска».
А куда, например, податься выпускникам вузов, которые не только сейчас, но уже последние год-два жалуются, что не могут найти работу по специальности? И какие решения принимать молодым, уже работающим, специалистам, которые тоже в зоне риска? Ведь как малоопытные работники, они в первую очередь могут остаться без места. «Все зависит от способностей, считает Сергей Смирнов, – но молодежь, благодаря гибкости ума, возможно, легче пройдет кризис на рынке труда. Нужно смотреть, как развивается ситуация, какие отрасли растут, где есть спрос. Допустим, нефтяная отрасль, конечно же, будет сейчас важна для России. Но там, кажется, и сейчас уже переизбыток кадров. И зарплаты и социальный пакет работников работодатели могут и там не удержать».
Сергей Смирнов Фото с сайта aeis.oprf.ru
Автомобили мы можем менять раз в несколько лет, а одеваться и обедать нам надо каждый день. Так что, отмечает эксперт, удержатся те профессии, которые работают на удовлетворение повседневных, витальных потребностей населения – у них есть шансы выжить. Правда, при (возможно) более низком уровне оплаты труда.
Вообще, незащищенными останутся конкретные люди в любой профессии, уровень квалификации которых ниже среднего. Кстати, замечает Сергей Смирнов, количество вакансий при этом повышает количество безработных: «Но это просто структурные несоответствия предложения и спроса на рынке труда. Спрос идет на тех специалистов, которых нет, и наоборот». Так что масштабы свободных вакансий не должны успокаивать: их нечем заполнить.
Вообще, какие специальности выживут, сложно прогнозировать, полагает Смирнов: «Профессионал не может давать в такой ситуации длительный прогноз. Достаточно посмотреть на программу действий правительства – оно само не знает, что делать».
Работодатели же сейчас будут не только сокращать людей или зарплаты. Возможно, компании будут экономить на необязательных расходах – рекламных, например. Есть варианты найма людей в условиях неполной занятости. Гражданам это поможет не потерять работу. А работодателю – не платить социальных компенсаций за сокращения, как это уже и было в 90-х годах. Такой режим трудового дня поможет всем сохранить статус-кво. Ну и, конечно, могут снова стать популярными «серые» зарплаты, неофициальный наем рабочей силы – опять же для экономии средств. Бизнесу важно удержаться на плаву.
Я б в электрики пошел – пусть меня научат!
Как мы видим, общая тенденция все же есть – без работы чаще остаются представители умственного труда. Возможно, в кризис физический труд выгоднее?
«Не совсем правильно объединять всех тех, кто занят не умственным, а физическим трудом, – отмечает Роман Ефимов. – Ведь среди «синих воротничков» есть и высокообразованные люди. Например, профессии электрика, слесаря, монтажника – они и в 2008 году чувствовали себя наиболее защищенно, и сейчас они будут ощущать себя максимально комфортно, как ни странно. Да, сейчас говорят о возможных крупных сокращениях, например, на заводах. Но человек с головой и руками никогда не будет голодать и всегда будет при деле».
Роман Ефимов Фото с сайта alliancebeauty.ru
Так что, по мнению экспертов, квалифицированные представители рабочих специальностей сейчас в меньшей степени зависят от крупных потрясений в сфере экономики. В их профессии существует дефицит кадров уже на протяжении нескольких лет.
Кстати, напоминает Роман Ефимов, сейчас происходит еще и ужесточение миграционной политики. «Это оправданно и выводит нас на более цивилизованный рынок. А раз будут освобождаться места, занятые мигрантами, будет легче устроиться россиянам. Квалифицированный синеворотничковый труд будет востребован. Отток мигрантов явно наблюдается, но пока мы справляемся своими силами. Отток будет продолжаться, и наши граждане будут нарасхват – в сфере обслуживания, строительства».
Подходит ли кризисное время для стартапов?
Многие в кризис разочаровываются в своей профессии и даже начинают подумывать об уходе в другую сферу, а то и вовсе в собственный бизнес. Не опасно ли сейчас начинать какие-то стартапы?
«Время интернет-романтиков у нас закончилось. Если человек думает, что он сейчас заработает миллион на стартапе, окрыленный идеей, что в интернете все хорошо, он будет просто размазан об стенку реального рынка, который сейчас существует. И потеряет последнее, – полагает Роман Ефимов. – Если до сих пор он не начал свой бизнес, потому что ему что-то мешало, не было времени или денег, то , конечно, сейчас не самое лучшее время, чтобы воплощать в жизнь некие воздушные идеи».
Однако, безусловно, кризис открывает двери и возможности, которых раньше не было. Например, отмечает глава проекта Работа@Mail.Ru, на рынке появляются специалисты, которые раньше были совсем нарасхват, а сейчас вы можете их заполучить себе, в свой бизнес, причем, возможно, еще и за совсем небольшие деньги. «Но к теме нового бизнеса я бы очень осторожно относился. Рынок стал высококонкурентным и профессиональным. Если у вас не было такого опыта, то вы на 90 процентов прогорите. Не стоит начинать с нуля неопытному человеку – таков мой совет для широких масс», – говорит Роман Ефимов.
А что если организовать мелкое производство на дому? Скажем, шить одежду, делать украшения, косметику ручной работы, наконец, печь пирожки? «Можно выстрелить на любом рынке, если понимать его структуру, и знать, какие конкуренты на нем сейчас существуют, – убежден Роман Ефимов. – Если ваша одежда, скажем, будет дешевая, практичная и лучше, чем у конкурентов, вы сможете пробиться. Или, допустим, возьмем браслеты, рукоделия, бижутерию: в соцсетях – например, ВКонтакте, – сотни групп, представляющих этот бизнес, конкуренция большая. По шитью – тоже много частных мастерских. Рынок насыщен. Поэтому надо входить в бизнес не окрыленно, а прагматично. Четко просчитав, сколько вы вложите, сколько потеряете, сколько заработаете. Отговаривать от новых проектов не буду, но просто желаю, чтобы заход в бизнес был практичным и расчетливым».
В любом случае, выживать и выигрывать будут те сервисы, которые каким-то образом помогут человеку сэкономить. Объединить людей для общих оптовых покупок, например. Предлагать вещи, практичные с точки зрения цены и качества. Все, что может аккумулировать информацию по скидкам. Надо подумать, какую идею можно воплотить.
Вообще, эксперты считают, что если уж уходить в малый – а лучше сказать, – мелкий бизнес, то нужно выбирать те сферы, которые будут стопроцентно востребованы. В первую очередь, это труд автомеханика. Менять машины как перчатки граждане сейчас не будут, а ремонт у дилеров дорог. Скорее всего, у мелких частных автосервисов количество клиентов будет расти. Но только у тех, кто дорожит репутацией: будет снова работать принцип сарафанного радио.
Популярность наберет ремонт бытовой техники, и вообще вариант работы «муж на час» становится как никогда востребован. Сюда же – ремонт жилья. Не забудем, что волна маляров и плиточников из соседних республик сейчас схлынет, а потребность в обновлении помещений остается. Те, кто работает на совесть, – будут при клиентах, а значит, с работой и деньгами.
Но, если подытожить, в ближайшее время цель «получить прибыль» сменится целью «работать на выживание». Обеспечить себя и семью едой, медициной, первостепенными потребностями будет самым важным. Вопрос «как провести отпуск» в ближайшее время перестанет быть актуальным для большого процента населения. Либо же придется выбирать отдых внутри страны или поездки по дешевым массовым турам по самым бюджетным направлениям.
Потребительский спрос в ближайшее время ухнет вниз. В декабре 2014 года, как мы помним, Росстат зафиксировал невероятный бум частного потребления. Сработала паника на валютном рынке. И ответная реакция населения: «скупай последнее», «грузи апельсины бочками». По данным Росстата, в декабре по сравнению с ноябрем телевизоров торговые сети продали больше на 71 процент, холодильников — на 78 процентов, стиральных машин — на 66 процентов, компьютеров — на 55 процентов, мобильных телефонов — на 51 процент. Даже продажи автомобилей резко взлетели – на 34 процента.
Но это головокружение прошло. Возможно, кто-то уже нашел применение нескольким холодильникам, телевизорам или ноутбукам. Прошел всего месяц, и россияне уже более скрупулезно и трезво оценивают свои возможности. Статистика в помощь: реальная зарплата за четвертый квартал просела на 2,2 процента – по сравнению с общим снижением на 0,7 процента в третьем квартале. А сбережения кончились – потрачены. В итоге, как уже оценил ситуацию глава Минэкономики Алексей Улюкаев, в наступившем 2015 году потребительский спрос снизится от 7 до 9 процентов.
Не опускать руки
Эксперты рекомендуют ни в коем случае не сдаваться. Работа в любом случае будет, будут открываться новые направления, и есть все равно такие, которые развиваются и в условиях кризиса, и там будут набирать сотрудников.
Предположим, вы все же остались без работы. Но у вас появилось свободное время. В условиях кризиса полезно заниматься своей квалификацией, повышением профессионального уровня, образованием. «Вообще, если человек, предположим, владеет иностранным языком, может быть, лауреат каких-то премий, конкурсов, то никакой работодатель от него не откажется, будет всегда ядро специалистов, на которых будут делаться ставки, и даже в случае сокращений они удержатся», – замечает Роман Ефимов и советует использовать освободившееся время на улучшение своих профессиональных навыков. Не стоит отчаиваться: даже в самые худшие времена есть, к примеру, онлайн-курсы, среди них много бесплатных. «Будьте профессионалами, и тогда безработица будет для вас не страшна», – рекомендует Ефимов.
Ситуация опаснее той, что была в 2008-м
Прогнозы на рынке труда обычно не сбываются, отмечает Сергей Смирнов.
«Помню, как в начале 90-х годов многие опасались перехода российской экономики на рыночные рельсы. И всячески отговаривали, обещая массовую безработицу. Некоторые политики предрекали, что она достигнет 20 миллионов человек по стране. Но этого не случилось. У нас вообще никогда не было больше 3 миллионов безработных», – напоминает эксперт. А нынешняя официальная цифра по безработице пока в три с лишним раза меньше.
Однако, замечает глава Института социальной политики и социально-экономических программ, по сравнению с предыдущим кризисом положение посерьезнее: «Тогда не было санкций и опасной геополитической ситуации, в которой оказалась Россия сейчас. При сочетании таких факторов, в такой изоляции, мы находимся в гораздо более опасной ситуации». Сергей Смирнов напоминает, что Министерство экономики уже сообщило, что прирост ВВП в этом году будет отрицательным, так что на рынке труда сложностей не избежать.
По мнению Алексея Захарова, президента рекрутингового портала Superjob.ru, пока «ничего страшного не происходит». Тем более во время кризиса 2008-2009 годов опасная ситуация развивалась гораздо быстрее, а сейчас «у государства есть опыт 2008 года и деньги на борьбу с безработицей найдутся». Однако Захаров подчеркивает, что мы до сих пор не вышли из кризиса тех лет и, получается, в таком состоянии страна заходит на виток нового кризиса. Возможно, это добавит своих сложностей.
Алексей Захаров Фото с сайта lenta.ru
Но бороться с безработицей бессмысленно, считает Алексей Захаров: думать надо о занятости, а не о безработице: «Надо заниматься созданием условий для работы бизнеса. Борьба с безработицей часто входит в противоречие с задачами по созданию условий для увеличения занятости».